Наталья Панферова
Инновации в работе старшего воспитателя на примере коучинг-сессии
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании к старшим воспитателям, отвечающим за педагогический процесс, предъявляется особенно высокие требования. Это объясняется тем, что мы отвечаем за главный раздел работы ДОУ – за педагогический процесс. Именно поэтому мы должны содействовать постоянному профессиональному развитию педагогов.
Свою деятельность я начала с изучения педагогического коллектива, ведь педагогический коллектив, это люди с разные по возрасту, характеру и опыту работы.
В нашем коллективе 13 педагогов.
Публикация «Инновации в работе старшего воспитателя на примере коучинг-сессии» размещена в разделах
1 музыкальный руководитель;
11 – воспитателей.
1 старший воспитатель.
В нашем коллективе работают 5 педагогов стаж педагогической деятельности, которых составляет от 0 до 5 лет; и 8 педагогов стаж педагогической деятельности, которых свыше 10 лет.
Высшую категорию имеет 1 воспитатель : I квалификационную категорию имеют 4 педагога; 5 воспитателей прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности и 3 педагога, которые пока не аттестованы, т. к. стаж работы в нашем учреждении составляет менее двух лет.
Цель моей работы - повышать профессиональную компетенцию педагогов, через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога посредством инновационных форм работы.
Задачи:
• Способствовать повышению квалификации педагогов путем применения разнообразных форм в работе с ними.
• Способствовать изменению мотивации педагога, развитию самосознания, самообразования, самостановления.
Результаты анкетирования показали, что воспитатели испытывают трудности в :
- Оформлении, введении документации;
- В организации детской деятельности и режимных моментов (молодые воспитатели);
- В выборе эффективных форм работы по взаимодействию с семьей (молодые воспитатели);
- В использовании ИКТ в педагогической деятельности;
- В подготовке к аттестации
В своей работе с педагогическим коллективом я применяю разные формы работы : традиционные и инновационные.
Сегодня мы поговорим об инновационных формах работы на примере одной из них. Что же такое инновации? Инновация (нововведение) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода
Какие же инновационные формы работы бывают? Обратите внимание на слайд:
- мастер-класс;
- проектная деятельность;
- тренинги;
- метод «Модерации»;
Инновационные формы работы с начинающими воспитателями рассмотрим на примере коучинг – сессии.
Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е. А. Цыбина, Н. М. Зырянова)
Смысл коучинга заключается в :
-движение к цели;
- полное раскрытие потенциала педагога или команды
При поддержке коуча педагог самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них.
Главное – забота о том, чтобы обучающийся (педагог, родитель) решил проблему/ вопрос сам.
В педагогическом коучинге отсутствует директивное управление. Обучающий (коуч) не приказывает, не руководит, не инструктирует, не дает советы, одним словом не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять, обдумывает, перефразирует, суммирует, задает вопросы, пробуждающие осознанность, вносит предложения, осуществляет обратную связь. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов. Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.
ПРИМЕР
Воспитатель : в моей группе двое детей все время ссорятся и мешают мне проводить занятия. Я не знаю, что делать.
Традиционный вариант
Совет: вы проводите занятия по подгруппам, разделите детей, и все будет хорошо.
Что мы имеем? Есть совет, но на самом деле ситуация не решена: дети продолжают ссориться; остались не выясненными причины этих ссор; воспитательница не научилась справляться с конфликтами в режиме реального времени; ожидание того, что «все будет хорошо», не оправдалось; педагог ждет новых советов. Ситуация подается как жалоба на детей. В способе решения нет профессионального роста.
Вариант на основе коучинга :
Воспитатель излагает ситуацию. старший воспитатель говорит : «Я сейчас занята, освобожусь через десять минут. Попробуйте точно определить причины ссор, то, как они происходят и как вы на них реагируете».
Через десять минут возвращаемся к разговору, но за это время воспитателем уже вольно или невольно проведен анализ ситуации. Мы получили: рефлексию как основу педагогической деятельности; самостоятельный поиск причин и следствий, а, значит, и тренинг самостоятельности в способах ответственного реагирования. Ситуация становится толчком для поиска педагогических действий, а не жалобой. От обвинений детей мы переходим к профессиональным действиям. Затем вместе воспитателем выбираем один (или несколько) способов действий, договариваемся о наблюдении за их эффективностью и о встрече для продолжения разговора. Старший воспитатель перестает быть «ресурсом», он становится профессиональным коллегой.
По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания
Коучинг проходит ряд этапов :
1 этап - постановка цели, определение задач.
2 этап - анализ реальности (текущей ситуации) : существующие ресурсы, ограничения, возможности; изучение внешних и внутренних препятствий.
3 этап - поиск решений: рассмотрение различных вариантов, выбор варианта достижения задачи и цели;
4 этап - составление плана достижения цели. ;
5 этап - сопровождение и поддержка во время движения к цели.
Каждому этапу коучинг – сессии соответствует ряд вопросов, на которые может опираться коуч во время работы с педагогом или группой педагогов.
Я представлю Вашему вниманию традиционные вопросы, которые Вы можете адаптировать под свою тему и адаптированные, которые я использовала в своей работе с воспитателями. (распечатанные образцы - вопросов см. этапы коучинга) Коучинг не зря называют «терапией успеха».
По длительности коучинг – сессия может занимать от 30 мин до 1-2 часов в зависимости от количества человек в группе. Периодичность коучинг – сессии варьируется от 1-2 раз в неделю в зависимости от прорабатываемой темы.
В рамках коучинг сессии по разработанному плану, который представлен в папке, проводились следующие мероприятия (проведение воспитателями с опытом работы более 15 лет интегрированного занятия по речевому развитию «Городец»; мастер-класса в подготовительной к школе группе по экспериментально-исследовательской деятельности; посещение начинающих воспитателей консультации «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО – основа реализации образовательной программы ДО»)
После проведенной работы изменились результаты анкетирования педагогов.
Начинающие воспитатели более уверенно чувствуют себя при организации образовательной деятельности, режимных моментов, в общении с родителями детей. Меньше затруднений у педагогов вызывает ведение документов, в частности планирования. Более ясной стала процедура подготовки к аттестации, и теперь у воспитателей появилось стремление получить первую квалификационную категорию. Так, например, на следующий учебный год планирую выходить на аттестации первой квалификационной категории еще три воспитателя. Воспитатели стали более активно пользоваться ИКТ в образовательной деятельности.
Для изучения своей темы я использовала методическую литературу:
• Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : Айрис – пресс, 2006.
• Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М. : Сфера, 2005.
• Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
• Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. - №11. – С. 41-44.
• Трайнев В. А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М. : МАНИПТ, 2002.
• Гаворина Л. С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №1.
• Смолкин А. М. Методы активного обучения. – М. : Высшая школа, 1999.
• Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М. : Издательство: Эксмо, 2006.