Екатерина Рогова
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
2слайд. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Какой же должна стать развивающая предметно-пространственная среда? Среда - обеспечивающая :
-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ;
Публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ» размещена в разделах
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей детей и направлена на обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности воспитанников, а также возможности для уединения.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
3 слайд. Под индивидуализацией понимается создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
В свою очередь мы должны создать такую развивающая предметно-пространственную среду, в которой отражена совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
4 слайд. Следовательно, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
5 слайд. Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения развивающая предметно-пространственная среда проектируется на основе:
- требований нормативных документов;
- реализуемой в детском саду основной образовательной программы;
-материальных и архитектурно-пространственных условий;
-общих принципов построения развивающей предметно-пространственной среды.
6 слайд. Таким образом, для построения развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие принципы:
Принцип интеграции образовательных областей. Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования.
7 слайд. Принцип открытости. Это принцип можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я». Данный принцип можно просмотреть в организации таких стендов «Здравствуйте я пришел!». Размещая свои имена на стенде, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых.
«Уголок именинника» - постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей, обозначением дня их рождения, гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
Здесь же можно разместить «Дерево желаний», где ребенок может написать, нарисовать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Также для именинника можно использовать персональную посуду, чудесный мешочек или коробочка для подарков и т. п.
8 слайд. Стенд «Звезда дня» - на самом видном месте вывешивается плакат с фотографией ребенка, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы должен по очереди занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я - концепции», развитие самосознания и самооценки.
Персональные выставки «Моё творчество», «Я люблю», демонстрируются достижения отдельного ребенка, в какой-либо сфере его деятельности.
«Я научился!» - информирует о достижениях ребенка. А намеренное фокусирование даже незначительных признаков прогресса помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы.
9 слайд. Стенд «Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять свое настроение : плохое, хорошее отличное, а в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния.
10 слайд. «Островок сокровищ» Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители : коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами, дети совместно с педагогом систематизируют и изучают собранный материал.
11 слайд. «Мини-музеи» Педагог совместно с детьми и родителями создают персональные тематические выставки в мини-музее, оформленные по интересам дошкольников или актуальности тематики.
12 слайд. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади.
Так, например, в холлах дошкольного учреждения могут расположиться стенды: «Наши успехи», «Вернисаж», «Наша гордость» которые используется для демонстрации личных достижений ребенка
внутри дошкольных, районных и областных конкурсах, выставках.
13 слайд. Стенд "Мы - спортсмены" Используются для информирования о спортивных традициях детского сада для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни в детском саду.
14 слайд. Очень актуально на сегодняшний день использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ, что способствует созданию «Видеосалона». Использование мультимедийной техники способствует стимулированию познавательного интереса детей через просмотр образовательных фильмов, мультимедийных презентаций по образовательным областям ООП.
15-16 слайд. Так же большое внимание уделяется и дизайну территории и отдельным участкам групп ДОУ, организация которого способствует всестороннему развитию воспитанников и выражению их индивидуальности.
17 слайд. Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Каждая группа может иметь свое название, свой стиль оформления и оснащения помещения, о чём свидетельствует
Принцип гибкого зонирования заключается в организации пространства с подвижными трансформируемыми границами зон (спокойной и рабочей). Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему сжиматься и расширяться. Образно говоря, пространство должно быть пульсирующим, чтобы каждая зона при необходимости могла вместить всех желающих. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
18 слайд. Принцип транформируемости среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
19 слайд. Принцип полифункциональности - предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
20 слайд. В каждой группе продолжаем создавать психологические уголки. Зона для психологической разгрузки воспитанников должна быть оборудована уголками для уединения (шатер, палатка, ширма и т. д., мягкой мебелью, фотоальбомами с семейными или групповыми фотографиями, мягкими игрушками. В уголках для уединения дети могут «спрятаться» от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном или групповом альбоме. Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
21 слайд. Если пространство группового помещения должно быть полифункциональным, то в связи с этим предлагают разделить его на три части:
1. Зона для спокойной деятельности («спокойная» зона). Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности».
2. «Активная» зона - Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, центр двигательной активности.
3. Рабочая зона. Здесь размещаются центры науки, игротека (математики, искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне.
22 слайд. Главная идея по оформлению образовательного пространства состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, РППС должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.