Светлана Чаленко
«Индивидуализация и дифференциация процесса развития детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.
Публикация «„Индивидуализация и дифференциация процесса развития детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности“» размещена в разделах
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели, предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, с которой он успешно справляется и деятельность несущая познавательную функцию.
На познавательную мотивацию достижения успехов дошкольников влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. Ребенок, имеющий сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. В процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний (уровень тревожности).
Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.
Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.
Роль педагога в данном случае очень важна, т. к. направляет личность на правильное, гармонич-ное развитие. Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка.
Педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено познавательной активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.
Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Вот почему важное значение приобретает необходимость развития познавательного интереса старших дошкольников.
В апреле-мае 2017г. с целью – проверить сформированность мотивационно-познавательного развития старших дошкольниковбыли проведены диагностические мероприятия.
Анализ результатов диагностики позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, более чем у 30% детей старшей группы №12 низкий уровень познавательного интереса и соответственно познавательной активности. Это обусловлено тем, что у данной группы детей несформированная способность объективной самооценки и как следствие низкий уровень притязаний (повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности). Во-вторых, особенностью результатов диагностики индивидуально-личностных качеств детей является показатели степени подвижности нервно-психических процессов, что влияет на скорость мыслительных операций и аффективную составляющую развития личности, а именно: у детей скорость психических процессов несколько замедленная. Это значит: что им надо больше времени для усвоения информации и запоминания, более четкие и лаконичные пояснения требований, инструкций, кроме того необходимо педагогическое сопровождение деятельности, так как эффективно воспринимается парциональное распределение заданий и поэтапное их выполнение.
Понятно, что для такой категории детей необходимы определенные условия для развития в целом. В процессе наблюдений, мы очень скоро заметили, что дети так называемого сильного медлительного типа требуют особого внимания. Количество инертных детей весьма значительно и они очень затрудняют работу в группе детского сада, так как отстают от остальных детей в выполнении даваемых заданий. Создается впечатление, что высокие требования к свойству подвижности нервных процессов создают у них невротизацию. Таким образом, инертные дети нуждаются в специальных условиях, способствующих эффективному развитию с учетом свойства подвижности нервных процессов, кроме того, необходимы тренировочные упражнения так как «…гигиенисты и педагоги отмечают, что при изучении умственной работоспособности у дошкольников отмечается повышение скорости работы под влиянием систематических занятий» и лучше проводить их до поступления ребенка в школу именно этот период является сенситивным,
Одним из составляющих компонентов личности ребенка является самооценка. Так как проблема недостаточного уровня развития предпосылок готовности к школьному обучению обусловлено заниженной самооценкой у более чем 30% детей подготовительной группы, важно уделять внимание развитию самооценки ребенка. Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности. Самооценка имеет два основных компонента. Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку. В этой связи определены только продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для применения разноуровневого подхода.
Итак, при организации образовательно-воспитательного процесса необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач развития дошкольников, и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.
Поэтому возникла необходимость в создании проекта «Дифференциация и индивидуализация процессов развития детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивных видов деятельности» В основе проекта принцип природосообразности, предполагающий опору при организации воспитательно-образовательного процесса на индивидуально-личностные особенности человека: те черты и характеристики организма, которые считаются врожденными.
Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к повышению интереса к продуктивным видам деятельности и со временем перерастет в принцип развития познавательного мотива деятельности детей.
Цель проекта: создание условий для повышения мотивационного интереса у детей старшего дошкольного возраста к развитию через формирование способности адекватной самооценки в процессе продуктивных видов деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей позитивные модели поведения.
2. Снижать уровень тревожности по отношению к развитию.
3. Развитие познавательных психических процессов.
4. Развитие волевых качеств личности.
6. Повышение мотивационной готовности детей к школе.
Смысл реализации данного проекта в выборе таких психолого-педагогических и организационных условий, при которых всем детям 12 группы было бы комфортно, т. е. это:
- организационные условия, способствующие развитию интереса к взаимодействиям ;
- педагогические взаимодействия с учетом особенностей подвижности нервных процессов;
- психологические условия: создание ситуаций успешности детей в процессе развития;
Под психолого-педагогическими и организационными условиями имеется ввиду:
применение разноуровневого подхода в определении педагогических технологий (объема, времени и сложности заданий) в процессе продуктивных видов деятельности.
Разноуровневый подход предполагает определение групп детей в соответствии с показатели степени подвижности нервно-психических процессов. Основанием определения контингента этих групп будет являться анализ психолого-педагогических диагностических исследований: скорости мыслительных операций детей, специфики особенностей реагирования (сигнальная система на уровне восприятия и понимания - темповые характеристики психических процессов, уровня работоспособности.
Кроме того, данные группы будут абсолютно мобильными. В том случае если переболевшие дети отличающиеся быстрой истощаемостью нервной системы становятся менее активны и быстрее устают, работоспособность нервной системы снижается и у детей, также при различных хронических и острых заболеваниях такая организационная форма позволяет создать более щадящие условия, до восстановления нормальной деятельности нервной системы ребенка.
Целесообразно использовать инновационные педагогические технологии в обучении. Наиболее эффективно это:
- при изложении нового материала ;
- при закреплении изложенного материала (разнообразные обучающие программы);
- при самостоятельной работе дошкольников;
- при проведении интегрированных мероприятий по методу проектов;
- во время тренировки конкретных способностей детей (внимание, память, мышление и т. д.).
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью условия развития познавательного интереса и познавательной деятельности. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т. к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное –повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.
При условиях:
- если педагоги будут строить занятия с детьми с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества;
- если родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей, то предполагаемые результаты: повышение готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции интереса к обучению ", возникновение эмоционально - положительного отношения к развитию, новый уровень самосознания.
В этой связи определены задачи реализация которых направлена на достижение системности взаимодействий субъектов организации процесса развития детей в рамках данного проекта:
- разработать план реализации проекта;
- разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей;
- разработать конспекты занятий продуктивных видов деятельности;
- разработать программу тренировочных упражнений
-определить критерии мониторинга результатов реализации проекта.