Приложение МААМ

«Индивидуализация и дифференциация процесса развития детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»

Светлана Чаленко
«Индивидуализация и дифференциация процесса развития детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.

Публикация «„Индивидуализация и дифференциация процесса развития детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности“» размещена в разделах

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели, предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, с которой он успешно справляется и деятельность несущая познавательную функцию.

На познавательную мотивацию достижения успехов дошкольников влияют также два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. Ребенок, имеющий сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. В процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний (уровень тревожности).

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Роль педагога в данном случае очень важна, т. к. направляет личность на правильное, гармонич-ное развитие. Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка.

Педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено познавательной активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.

Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Вот почему важное значение приобретает необходимость развития познавательного интереса старших дошкольников.

В апреле-мае 2017г. с целью – проверить сформированность мотивационно-познавательного развития старших дошкольниковбыли проведены диагностические мероприятия.

Анализ результатов диагностики позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, более чем у 30% детей старшей группы №12 низкий уровень познавательного интереса и соответственно познавательной активности. Это обусловлено тем, что у данной группы детей несформированная способность объективной самооценки и как следствие низкий уровень притязаний (повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности). Во-вторых, особенностью результатов диагностики индивидуально-личностных качеств детей является показатели степени подвижности нервно-психических процессов, что влияет на скорость мыслительных операций и аффективную составляющую развития личности, а именно: у детей скорость психических процессов несколько замедленная. Это значит: что им надо больше времени для усвоения информации и запоминания, более четкие и лаконичные пояснения требований, инструкций, кроме того необходимо педагогическое сопровождение деятельности, так как эффективно воспринимается парциональное распределение заданий и поэтапное их выполнение.

Понятно, что для такой категории детей необходимы определенные условия для развития в целом. В процессе наблюдений, мы очень скоро заметили, что дети так называемого сильного медлительного типа требуют особого внимания. Количество инертных детей весьма значительно и они очень затрудняют работу в группе детского сада, так как отстают от остальных детей в выполнении даваемых заданий. Создается впечатление, что высокие требования к свойству подвижности нервных процессов создают у них невротизацию. Таким образом, инертные дети нуждаются в специальных условиях, способствующих эффективному развитию с учетом свойства подвижности нервных процессов, кроме того, необходимы тренировочные упражнения так как «…гигиенисты и педагоги отмечают, что при изучении умственной работоспособности у дошкольников отмечается повышение скорости работы под влиянием систематических занятий» и лучше проводить их до поступления ребенка в школу именно этот период является сенситивным,

Одним из составляющих компонентов личности ребенка является самооценка. Так как проблема недостаточного уровня развития предпосылок готовности к школьному обучению обусловлено заниженной самооценкой у более чем 30% детей подготовительной группы, важно уделять внимание развитию самооценки ребенка. Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности. Самооценка имеет два основных компонента. Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ. Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников. В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку. В этой связи определены только продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для применения разноуровневого подхода.

Итак, при организации образовательно-воспитательного процесса необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач развития дошкольников, и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Поэтому возникла необходимость в создании проекта «Дифференциация и индивидуализация процессов развития детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивных видов деятельности» В основе проекта принцип природосообразности, предполагающий опору при организации воспитательно-образовательного процесса на индивидуально-личностные особенности человека: те черты и характеристики организма, которые считаются врожденными.

Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к повышению интереса к продуктивным видам деятельности и со временем перерастет в принцип развития познавательного мотива деятельности детей.

Цель проекта: создание условий для повышения мотивационного интереса у детей старшего дошкольного возраста к развитию через формирование способности адекватной самооценки в процессе продуктивных видов деятельности.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей позитивные модели поведения.

2. Снижать уровень тревожности по отношению к развитию.

3. Развитие познавательных психических процессов.

4. Развитие волевых качеств личности.

6. Повышение мотивационной готовности детей к школе.

Смысл реализации данного проекта в выборе таких психолого-педагогических и организационных условий, при которых всем детям 12 группы было бы комфортно, т. е. это:

- организационные условия, способствующие развитию интереса к взаимодействиям ;

- педагогические взаимодействия с учетом особенностей подвижности нервных процессов;

- психологические условия: создание ситуаций успешности детей в процессе развития;

Под психолого-педагогическими и организационными условиями имеется ввиду:

применение разноуровневого подхода в определении педагогических технологий (объема, времени и сложности заданий) в процессе продуктивных видов деятельности.

Разноуровневый подход предполагает определение групп детей в соответствии с показатели степени подвижности нервно-психических процессов. Основанием определения контингента этих групп будет являться анализ психолого-педагогических диагностических исследований: скорости мыслительных операций детей, специфики особенностей реагирования (сигнальная система на уровне восприятия и понимания - темповые характеристики психических процессов, уровня работоспособности.

Кроме того, данные группы будут абсолютно мобильными. В том случае если переболевшие дети отличающиеся быстрой истощаемостью нервной системы становятся менее активны и быстрее устают, работоспособность нервной системы снижается и у детей, также при различных хронических и острых заболеваниях такая организационная форма позволяет создать более щадящие условия, до восстановления нормальной деятельности нервной системы ребенка.

Целесообразно использовать инновационные педагогические технологии в обучении. Наиболее эффективно это:

- при изложении нового материала ;

- при закреплении изложенного материала (разнообразные обучающие программы);

- при самостоятельной работе дошкольников;

- при проведении интегрированных мероприятий по методу проектов;

- во время тренировки конкретных способностей детей (внимание, память, мышление и т. д.).

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью условия развития познавательного интереса и познавательной деятельности. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т. к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное –повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

При условиях:

- если педагоги будут строить занятия с детьми с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества;

- если родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей, то предполагаемые результаты: повышение готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции интереса к обучению ", возникновение эмоционально - положительного отношения к развитию, новый уровень самосознания.

В этой связи определены задачи реализация которых направлена на достижение системности взаимодействий субъектов организации процесса развития детей в рамках данного проекта:

- разработать план реализации проекта;

- разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей;

- разработать конспекты занятий продуктивных видов деятельности;

- разработать программу тренировочных упражнений

-определить критерии мониторинга результатов реализации проекта.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ» Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Индивидуализация образовательной деятельности.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Индивидуализация и дифференциация процесса развития детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 08:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Индивидуализация и дифференциация процесса развития детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чаленко (УИ 588407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД