Ирина Ступак
ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР
ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Система образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор компьютерных технологий в своей практике. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Публикация «ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использование компьютерных технологий помогает:
привлекать пассивных детей к активной деятельности;
делать НОД более наглядными, интенсивными;
активизировать познавательный интерес;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно включает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через коммуникативную деятельность, поэтому, очень важно создавать условия для общения дошкольников, для выражения своих мыслей.
Работая с детьми с ТНР, я применяю различные формы, методы, приемы и средства для речевого развития, как традиционные, так и современные образовательные технологии, включая информационно- коммуникативные.
Информационно-коммуникационные технологии в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми я использую в качестве содержательной развивающей среды, современного наглядного материала, средством овладения новым материалом.
Константин Дмитриевич Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Перед воспитателем часто возникают проблема: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду наглядный материал на бумажных носителях устаревает, а приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление наглядности своими руками не всегда соответствует необходимым требованиям. В решении этих задач речевого развития детей дошкольного возраста, воспитателю детского сада приходит на помощь компьютер и программа создания мультимедийной презентации. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в образовательную деятельность, помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Конструирование образовательной коммуникативной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует от педагога соблюдения следующих дидактических принципов.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Использование ИКТ стимулирует познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к образовательной деятельности за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип научности и педагогической целесообразности реализуется в возможности представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картины, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Реализуя принцип доступности, я подбираю наглядный материал таким образом, чтобы он соответствовал уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение программного материала идет в определенной системе. Мультимедийные презентации создаю и подбираю в соответствии с лексической темой.
Именно дошкольникам с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие.
Использование в работе мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.
Использование компьютера осуществляю на разных этапах занятия:
- как форма организационного момента перед занятием;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как форма проверки знаний в процессе занятия;
- как способ релаксации во время занятия.
Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по картинкам с различными сюжетами.
С помощью мультимедийной презентации организовываю речевые игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи.
С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций я предлагаю детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности провожу их в игровой форме. Использование мультимедийных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.
Труд, затраченный на управление познавательной, речевой деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка и взрослого.
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, их использование в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей, а также формирует их успешность, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала, способствует повышению качества образования.
Список литературы:
1. Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.) – Уфа: Лето, 2013.
2. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. – 2011. - №6.
3. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2014 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина – Барнаул: БГПУ, 2011.
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 2011.
5. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. -2013.-№7.