МААМ-картинки

ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР (4 фото)

Ирина Ступак
ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Система образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор компьютерных технологий в своей практике. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Публикация «ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР» размещена в разделах

Использование компьютерных технологий помогает:

привлекать пассивных детей к активной деятельности;

делать НОД более наглядными, интенсивными;

активизировать познавательный интерес;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно включает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через коммуникативную деятельность, поэтому, очень важно создавать условия для общения дошкольников, для выражения своих мыслей.

Работая с детьми с ТНР, я применяю различные формы, методы, приемы и средства для речевого развития, как традиционные, так и современные образовательные технологии, включая информационно- коммуникативные.

Информационно-коммуникационные технологии в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми я использую в качестве содержательной развивающей среды, современного наглядного материала, средством овладения новым материалом.

Фото №1 Система образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности Фото №2 Это особенно актуально в условиях введения ФГОС

Константин Дмитриевич Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Перед воспитателем часто возникают проблема: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду наглядный материал на бумажных носителях устаревает, а приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление наглядности своими руками не всегда соответствует необходимым требованиям. В решении этих задач речевого развития детей дошкольного возраста, воспитателю детского сада приходит на помощь компьютер и программа создания мультимедийной презентации. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в образовательную деятельность, помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Конструирование образовательной коммуникативной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует от педагога соблюдения следующих дидактических принципов.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Использование ИКТ стимулирует познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к образовательной деятельности за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип научности и педагогической целесообразности реализуется в возможности представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картины, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Реализуя принцип доступности, я подбираю наглядный материал таким образом, чтобы он соответствовал уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение программного материала идет в определенной системе. Мультимедийные презентации создаю и подбираю в соответствии с лексической темой.

Именно дошкольникам с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие.

Использование в работе мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.

Использование компьютера осуществляю на разных этапах занятия:

- как форма организационного момента перед занятием;

- как способ создания проблемной ситуации;

- как способ объяснения нового материала;

- как форма закрепления изученного;

- как форма проверки знаний в процессе занятия;

- как способ релаксации во время занятия.

Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по картинкам с различными сюжетами.

С помощью мультимедийной презентации организовываю речевые игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи.

С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций я предлагаю детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности провожу их в игровой форме. Использование мультимедийных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.

Труд, затраченный на управление познавательной, речевой деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка и взрослого.

Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, их использование в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей, а также формирует их успешность, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала, способствует повышению качества образования.

Фото №3 На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор компьютерных технологий в своей практике

Список литературы:

1. Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.) – Уфа: Лето, 2013.

2. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика. – 2011. - №6.

3. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2014 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина – Барнаул: БГПУ, 2011.

4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 2011.

5. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. -2013.-№7.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР
Опубликовано: 18 мая 2023 в 23:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ИКТ как средство речевого развития детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ступак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД