Гилева ольга
Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития
Проблема нарушений речи у умственно отсталых детей рассматривается в настоящее время как актуальная, теоретически и практически значимая проблема специальной педагогики.
В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т. д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности лиц с разными отклонениями в развитии. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизмы отклонений в развитии, разработаны пути реабилитационного воздействия.
Публикация «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Актуальность и значимость проблемы нарушения речи у умственно отсталых детей определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.
У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения в речевом и интеллектуальном развитии, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт со взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер. Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения даже в организованной деятельности не превышает 1,5 – 2 минуты, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.
Большинство детей находятся на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным жестом. Общение со взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации, малопонятными для окружающих.
Предлагаю некоторые, образцы игр-занятий, способствующих на первом этапе - развитию активной речи детей сначала до уровня звукоподражаний, лепетных и несколько общеупотребительных слов: на, дай, тетя и т. п. При планировании занятий необходимо уделять должное внимание развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.
Учитывая особенности нервно-психических нарушений и возраст данного контингента детей, специальные занятия над фонетической стороной речи, ее грамматическим строем и структурой слов не проводятся. По этим разделам работа ограничивается обучением подражанию речи логопеда, который в процессе занятий направляет внимание малыша на правильное произнесение слов и построение предложений. Речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, но не скандированной; тон обращения к ребенку – спокойным, доброжелательным.
Развитие понимания речи, зрительно-слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.
[i]«Где звучит игрушка?» [/i]
Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.
Пособие. Бубен.
Ход занятия. Логопед показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой и напевает: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждает его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить: ля-ля-ля.
Игра повторяется с каждым ребенком 3-4 раза. Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук, колокольчиком (динь-динь, барабаном (та-та).
«Где ляля?»
Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие у детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.
Пособие. Кукла.
Ход занятия. В манеже сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называя ее ляля. Рукой ребенка гладит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ». Дети должны следить за ее передвижением. Логопед внезапно прячет куклу за наружную стенку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает: «Где ляля?». Дети должны поискать куклу глазами. Взрослый сажает куклу на перила манежа и радостно восклицает: «Вот ляля».
Игра повторяется 2-3 раза. При этом кукла прячется и появляется только в определенном месте. Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мишкой и т. п.
«Ладушки»
Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.
Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2-3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», - старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Сереженька, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хлопает ими, продолжая напевать: «Ладушки, ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2-3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять ладушки по подражанию.
Формирование речи детей в процессе обыгрывания игрушек.
«Покатай мячик»
Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Пособие. Небольшой мяч.
Ход занятия. Логопед и ребенок сидят за столом напротив друг друга. Взрослый показывает малышу мячик, называет его полным словом и звукоподражанием: «Мяч- оп-па». Несколько раз бросает мячик на стол, ловит его, и повторяет «оп-па», привлекая внимание ребенка одновременно к мячу, игре с ним и подражанию. Катит мячик ребенку по столу и говорит: «Лови мячик – оп-па». Помогает ребенку поймать мяч. Учит малыша катать мячик по столу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражания. Игра повторяется 3-4 раза, после чего логопед кладет мячик на стол и спрашивает у ребенка: «Коля, где мячик оп-па?». Малыш показывает самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед просит: «Коля, дай мячик мне, оп-па», - сопровождая просьбу жестом и добиваясь ее выполнения.
«Волчок гудит»
Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Пособие. Яркий озвученный волчок.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед показывает волчок и говорит: «Посмотрите, какой красивый волчок». Дает возможность рассмотреть игрушку и продолжает: «Послушайте, как гудит волчок -у-у-у.». Заводит волчок, дети слушают, как он гудит. Когда волчок прекращает вращение и падает, логопед говорит: «Упал волчок», - и побуждает ребенка к повторению звукоподражания у-у-у и слова упал. Затем логопед обращается к ребенку с просьбой: «Попроси у меня волчок. Скажи дай». Ребенок произносит слово отраженно или самостоятельно. Взрослый отдает малышу волчок и учит его играть с игрушкой. Игра проводится 2-3 раза.
Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики.
«Возьми – положи»
Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инструкции (возьми, положи). Побуждать к произнесению слов упал, на. Развивать мелкую моторику.
Пособия. 5-6 одноцветных (красных) кубиков и плоская небольшая коробка.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком закрытую коробку с кубиками и говорит: «Какая красивая коробка! Посмотрим, что в ней лежит». Открывает коробку и восклицает: «Какие красивые кубики! Я возьму кубик». Логопед берет кубик пальцами и, обращаясь к ребенку, говорит: «Алеша, возьми кубик». Помогает взять кубик пальцами, а не всей кистью. Когда малыш возьмет игрушку, логопед бросает свой кубик в крышку от коробки, находящуюся около правой руки ребенка, и говорит: «Упал кубик», - побуждая ребенка к повторению действия и слова упал. Продолжая игру, логопед берет и бросает еще кубик. Малыш делает то же самое. Затем кубики, находящиеся в крышке, перекладываются опять в коробку. Логопед закрывает коробку крышкой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи: на». Ребенок отвечает, отдает коробку, логопед ее убирает.
Развитие артикуляционной моторики.
«Ах, как сладко»
Цель. Формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкции: высунь-убери.
Пособия. Мензурка, шпатель, сладкий пирог.
Ход занятия. Логопед наливает в мензурку сироп, набирает его на шпатель, подносит ко рту ребенка. Тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп, побуждая ребенка к повторению движения: «Ах, как сладко!». Постепенно малыш начинает высовывать язык и слизывать сироп. Если его язык напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются.
«Киска пьет молоко»
Цель. Закреплять движения языка вперед-назад. Учить понимать инструкции: высунь- убери язычок.
Пособия. Игрушечная кошка, 2 тарелки из кукольной посуды, шпатель, сироп, молоко в чашке.
Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Логопед показывает кошку, называя ее словом и звукоподражанием, гладит кошку, приговаривая: «Киса, киса, мяу, мяу».
Побуждает ребенка к повторению звукоподражания. «Вот молоко, - показывает его ребенку и наливает в тарелку. Ставит перед кошкой: «На киса, пей молоко». Посмотри, как киса пьет молоко». Делает соответствующие движения языком и побуждает ребенка к их повторению. Затем наливает на другую тарелку немного сиропа, подносит ее к нижней губе ребенка и делает лакающие движения языком 3-4 раза, после чего логопед дает ему отдохнуть и повторяет игру. Движения языка постепенно ускоряются.
Список литературы.
Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. М. : Просвещение, 1988г.
Психология умственно-отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений /В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004г.