Светлана Алексеева
Игры-упражнения для снятия напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
Игры- упражнения для снятия напряжения.
Цели : раскрыть сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют; учить детей активно защищать свою нравственную позицию; учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках; закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму; продолжать формирование представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. расширять словарный запас слов. подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
Публикация «Игры-упражнения для снятия напряжения» размещена в разделах
Игра “Цветик-семицветик”
Для игры понадобиться цветик-семицветик, а также золотые и серебряные фишки. Каждый ребёнок срывает лепесток, загадывает самое заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток “облетит весь свет” дети кружатся с лепестками, проговаривая слова: “Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели!”. Дети по очереди рассказывают о своих желаниях. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей он получает серебряную фишку, а если оно имеет общественное значение – золотую. В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему, подводит детей к умению сострадать, переживать, сопереживать.
Воспитатель: Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.) А теперь давайте выберем дорожку, по которой пойдём дальше.
Воспитатель: Ребята, здесь лежат волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом из Вас. Давайте примерим эти очки и посмотрим внимательно друг на друга. Нужно постараться в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом (Рассказы детей.)
Игра “Добро и зло”
Игра начинается со звучания весёлой музыки. Детям предлагается определить характер и эмоции, которые они испытывали во время её прослушивания. Затем детям предлагается послушать ещё один отрывок музыкального произведения противоположного характера – “сердитый”. Характер мимических движений меняется: дети сдвигают брови, хмурятся. Взрослый отмечает, что “настроение” музыки, также как и у человека, бывает разным.
- Опишите настроение музыки.
- Что вы чувствовали, когда слушали весёлую (“сердитую”) музыку?
- Какая музыка вам больше понравилась? Почему?
1.2. В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица “волшебников”. Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой – злой (по мимике лица).
1.3. Беседа о добрых и злых людях. - Кого называют добрым? Кого называют злым? - Как ведут себя добрые люди? - Как ведут себя злые люди? - Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему? - Приведи примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. - Почему они злые? Просмотр фрагмента мультфильма “Приключения кота Леопольда”. (Доктор предлагает выпить таблетку “озверина”, чтобы тот смог “усмирить” несносных мышат.) Обсуждение просмотра мультфильма: - Что случилось с добрым котом Леопольдом? - Как вёл себя Леопольд во время действия “озверина”? - Почему доктор предложил ему выпить “озверин”? - Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?
1.4. Рисование на тему: “Добрый и злой” Волшебники предлагают детям незаконченные рисунки собственных портретов (пиктограммы) и просят детей помочь им их дорисовать. Во время рисования взрослый обращает внимание детей на передачу эмоционального состояния каждого из волшебников. По окончании рисования дети определяют, кому из волшебников какой рисунок они подарят.
Игра “Наше настроение”
2.1. Поговорим о настроении. Настроение - это душевное состояние. Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго – настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое. - А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого – плохое? (По выражению лица, мимике). Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
2.2. Упражнение “Расскажи о своём настроении”. Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. ( Вводятся понятия: весёлое (радостное, грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.). - При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении? - Какое у тебя сейчас настроение? - Какого цвета твоё настроение? - С каким запахом можно сравнить твоё настроение? - На что похоже твоё настроение? Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек. В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным: - Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное. - Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное. - А от чего зависит настроение? - Может ли меняться настроение?
Игра “Хорошо ли быть злым?”
Злой волшебник превращает детей в злых гиен. Игра “Гневная гиена” : гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке. Выразительные движения: усиленная жестикуляция. Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.) На помощь приходит добрый волшебник и “расколдовывает” их. Беседа с детьми: - Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Гиенами? - Что вам хотелось сделать? Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему – помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги. - Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь. - Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй. - Придумайте интересную, волшебную историю. По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению: - Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)
Упражнение-тренинг “Злюка”
Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь в жизни злиться? (Ответы детей) Из-за чего вы злитесь? Когда вы рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы детей) А что бы вы сделали, чтобы не сердиться (с помощью этого вопроса можно судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением). Ребята, для того, чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это даёт выход отрицательной энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили вас.
Воспитатель: Я сейчас превращу кого-нибудь в “Злюку”. Дети стоят в кругу, в центре круга стоит “Злюка” все вместе повторяют: Жила-была маленькая девочка, Маленькая девочка сердита была. Ребёнок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками) при повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребёнка. А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и отпустим в небо, представьте себе как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся наша злоба и обиды.