Наталья Григорьева
Игры на развитие речи детей
Развитие речи у дошкольников-сложный процесс, происходящий на протяжении нескольких лет, беря начало в некоторых своих аспектах у новорожденных и расширяя в свои тонкости в более старшем возрасте.
Значительные исследовательские усилия были сделаны, чтобы определить возраст, в котором речь достигает наиболее эффективного темпа развития.
Публикация «Игры на развитие речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Чаще всего, развитие речи описывается в терминах овладение фонемами (характерный звук элементы использованы для формирования слов и морфем в конкретном языке).
Мастерство этого вида обычно определяется правильной постановкой звучания (например, 50%, 75% или 100% правильного произношения).
75% детей приходят к завершению речевого развития в возрасте 7 или 8 лет, что означает, что все фонемы произведены правильно.
Отметим, что речь и развитие речи на самом деле достаточно сложное явление.
С этим утверждением сложно согласиться, так как человек пользуется речью с легкостью, люди произносят слова и фразы в течение длительного времени без признаков усталости или напряжения.
Опытный оратор может легко произнести от 7 до 8 слогов в секунду, при этом каждый слог обычно состоит из 2 и более фонем (что составляет в диапазоне от 14 до 20 фонем в секунду).
Каждая из фонем имеет свои пространственно-временные характеристики, и это, еще более усложняет задачу развития речи.
Прежде чем ребенок произнесет свое первое слово, у него формируется пассивные фонетические навыки. Он учится обращать внимание на речь окружающих, понимать некоторые обращенные к нему фразы.
Первым звуком у детей считается крик. Хотя трудно отнести крик к полноценному речевому проявлению, но это так. Даже дети, страдающие глухотой, в своей речи производят крики. Это, к сожалению, является причиной долгого не замечания порока в речи у ребенка.
Крику как средству речи никто не учит, он производится у детей непроизвольно. По своему фонетическому звучанию крик приближается к звукам а, е, и.
Затем добавляются согласные звуки м, к, б и некоторые другие.
В первые месяцы у детей появляется лепет. Малыши, как бы играют звуками, прислушиваются к ним. Им это нравится.
В более старшем возрасте дети в своей речи начинают соединять звуки в слоги, и еще больше увлекаются данным процессом. Они замечают, что, если на простые звуки никто не откликается особо, а на произнесенные из нескольких звуков слоги, сразу со всех сторон всевозможные ласки и обнималки. Это очень нравится детям, и они начинают пользоваться таким способом получания внимания.
Так зарождаются умения детьми произносительных актов. Постоянные попытки ребенка произносить звуки приводят к укреплению голосового аппарата. И теперь детям возможно начинать говорить. Слова, короткие фразы.
С каждым годом у детей расширяется запас слов, усложняются фразы. Путем подражания дети начинают правильно интонационно и грамматически пользоваться своей речью.
Тем не менее, с детьми нужно заниматься. Речевое развитие детей очень важный шаг в становлении грамотной личности.
А так как дети очень любят учиться в игровой деятельности, то и для развития речи нужно использовать разные игровые моменты.
Игра «Найди лишнее»
В этой игре могут принимать участие сколь угодно детей. Единственное, что потребуется – запас серий слов.
Например:
Худой, тощий, круглый, тонкий;
Высокий, злой, длинный, короткий;
Храбрый, толстый, отважный, смелый;
Мыло, зубная щетка, шампунь, огурец;
Береза, кружка, сосна, осина;
Мальчик, книга, девочка, дяденька;
Секунда, минута, поварешка, час;
Машина, огурец, картошка, помидор;
Красивый, прекрасный, зеленый, очаровательный;
Велосипед, автомобиль, мороженое, трамвай.
Игра «Длинный хвост»
Очень интересная игра, которая не просто позволит детям весело провести время, но и научит их сотрудничать при решении сложных задач.
Нужно каждому участнику раздать картинки с разными животными. Очень важно, чтобы эти животные имели хвосты разной длины. Далее по команде ведущего дети как можно быстрее выстраиваются в шеренгу. У кого самый длинный хвост, встает самым первым и далее все становятся в порядке убывания длины хвоста.
Если ребятишек в группе много, то играть становится еще интереснее. Благодаря участию двух команд можно привнести в мероприятие соревновательный эффект. Каждая команда-участник должна выстроиться правильно, и побеждает та, что сделает это быстрее.
Самые маленькие тоже могут быть вовлечены в процесс. Например, пусть они из всех животных найдут того, у кого самый длинный (короткий) хвост. Либо пусть они просто называют животных по порядку в зависимости от длины хвостика.
Игра «Угадай, что звучит»
Для этой игры понадобится наглядный материал: колокольчик, молоточек, барабан и ширма.
Для начала воспитатель демонстрирует малышам каждый из предметов, называет его и просит детей проговорить название. Когда дети запомнят, как называется каждый из предметов, воспитатель показывает, как они звучат.
Затем прячется за ширму вместе с этими игрушками начинает воспроизводить их звуки так, чтобы никто не видел, какой предмет является их источником. Например, стучит молоточком по столу и спрашивает: «Какой предмет звучит?».
Когда дети правильно отвечают, повторяет этот же процесс с каждой игрушкой. Очень важно, чтобы дети не только узнавали, что звучит, но и отчетливо и правильно произносили название предметов.
Игра «Чудесный мешочек»
Для этой игры понадобится наглядный материал: мелкие игрушки животных (слоненок, гусенок, цыпленок, утенок, тигренок, лягушонок, поросенок, котенок и др., а также мешочек.
Сложите все эти игрушки в мешочек. Держа в руках мешок, педагог подходит к группе детей и говорит : «Дорогие ребятишки!
В этом волшебном мешочке лежит много интересных игрушек!». Потом он подходит к какому-нибудь ребенку и просит его, чтобы тот вынул одну из игрушек и громко назвал ее. Что делать, если ребенок не может вспомнить название предмета?
В таком случае нужно дружелюбно помочь ему вспомнить либо подсказать правильный ответ.
В итоге нужно добиться того, чтобы каждый ребенок мог с легкостью называть каждую игрушку, какая ему попадается: без подсказок и дополнительной помощи.
Так, в интересной игровой форме дети обучаются связывать отдельные слова с предметами и понимают, что у каждой вещи есть свое название. Также это поможет им даже в самом раннем возрасте запоминать много новых слов.
Игра «Магазин»
Для этой игры потребуются игрушки, в названия которых входят буквы п — пь, м — мь, б — бь. Например: петух, помидор, мишка, мышка, Буратино, барабан.
Воспитатель должен расставить на столе игрушки и предложить детям вместе поиграть. «Я продавец!», — говорит он и спрашивает: «Кто я?». Дожидается ответа. «А вы покупатели! Итак, кем вы будете?». Дожидается ответа. «А чем занимается продавец?» — «Продает игрушки». «А что делают покупатели?» — «Покупают игрушки!».
Затем педагог должен показать все игрушки, которые можно у него купить. Нужно попросить, чтобы дети правильно назвали каждую из них.
Затем воспитатель приглашает к столу одного из детей и спрашивает, какую игрушку он хочет купить. Допустим, ребенок выбрал мишку.
Воспитатель говорит, что продаст ему мишку, если тот выполнит два условия:
во-первых, он должен назвать «мишку», правильно проговаривая каждую букву в слове;
во-вторых, ребенок должен вежливо попросить мишку, выделив голосом слово «пожалуйста».
Когда ребенок выполняет эти условия и вежливо просит мишку, правильно проговаривая его название, воспитатель дает ему эту игрушку и спрашивает, зачем ему он нужен. Когда ребенок отвечает, его можно отправить сесть на место.
Таким образом, по очереди можно приглашать всех детей до тех пор, пока игрушки на столе не закончатся.
Игра «Скажи, как я»
Очень важная задача по развитию речи детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы научить их говорить тихо, громко и шепотом, а также развить у них восприятие степени громкости на слух.
Условия игры очень простые. Дети садятся полукругом вокруг воспитателя и ведут себя тихо. Педагог объясняет, что сейчас он будет произносить разные слова. Причем он их предупреждает, что одни слова он будет произносить очень громко, другие тихо, третьи шёпотом.
Задача малышей заключается в том, чтобы внимательно слушать, что говорит воспитатель и повторять за ним слова на том же уровне громкости. Очень важно, чтобы эти слова дети проговаривали отчетливо, правильно произнося каждый звук.
Преподаватель сначала будет выбирать слова, которые легко произносятся. Это позволит детям легче разобраться в правилах игры и быстро влиться в сам процесс. Затем, когда станет ясно, что игра для детей не составляет большого труда, важно использовать слова, в произношении которых некоторые ребята испытывают трудности.
Таким образом, формируется не только слуховое восприятие ребенка, но и его способность адекватно подбирать уровень громкости разговора, соответствующий окружающей обстановке. Также это позволит в увлекательной форме отработать произношение особенно трудных слов и звуков.
Игра «На прогулку в лес»
Для этой игры потребуются игрушки, в названии которых присутствуют звуки с – сь, з – зь, ц. Например, слон, заяц, цапля. Хорошо, если игрушек будет много.
Воспитатель выставляет все игрушки на столе так, чтобы они были видны каждому ребенку. Потом пусть педагог попросить детей назвать каждую из выставленных игрушек. Затем педагог показывает место, которое условно является лесом.
В лесу есть три опушки: для игрушек с буквой с, для игрушек с буквой з и для игрушек с буквой ц. Если в названии какой-то игрушки присутствует не одна такая буква, то пусть дети сами решат, на какую опушку нужно увезти игрушку.
Для перевозки игрушек предоставляется машина. Каждый малыш по очереди подходит к столу, выбирает понравившуюся ему игрушку и четко и громко называет ее. Потом он должен посадить игрушку на машину, отвезти ее на нужную опушку леса и вернуть машину на место.
Таким образом в игровой форме развивается речь детей. Они запоминают новые слова, учатся группировать предметы по их названиям, учатся четко произносить сложные звуки.
Игра «Можно ездить или нет»
Для этой игры потребуются следующие наглядные материалы: коробочка с иллюстрациями. На каждой картинке изображены средства передвижения, которые имеют в своем названии букву «с», а также другие предметы с этой же буквой: самолетик, самокатик, саночки, автобус, столик и т. п.
Условия игры очень просты. Каждый ребенок по очереди подходит к коробочке, вынимает из нее предмет и четко произносит его название. Важное условие: дети должны правильно произносить звуки с – сь в словах.
Для того чтобы играть было интересней, ребенок должен также угадать: можно ли ездить на том предмете, который он достал.
Таким образом, развивается речь детей : они узнают новые слова и их значения, учатся объединять разные предметы в группы по их назначению, а также отрабатывают правильное произношение звуков с – сь.
Игра «Выдели слово»
Для этой игры не потребуется использование никаких наглядных пособий, игрушек или предметов. Достаточно лишь просто собраться вместе и начать играть.
Воспитатель объясняет, что сейчас будет произносить разные слова. В некоторых из них будет встречаться «песня комарика» (звук з, в других – песня водички (звук с). Если один из этих звуков будет произнесен, то дети должны хлопнуть в ладоши.
Играть следует в два этапа: совместный и индивидуальный. Сначала лучше играть группой. Это позволит детям быстрее усвоить правила игры и вовлечься в игровой процесс.
Затем, когда каждый ребенок легко будет справляться с задачей, нужно приступить к индивидуальному этапу.
Преподаватель вызывает тех детей, кто испытывает трудности в произношении звуков з и с.
Игра «Подбери похожие слова»
Для этой игры не потребуется использование никаких наглядных пособий. Важно только собраться вместе и начать игровой процесс.
Сначала педагог объясняет правила игры и демонстрирует, как это делается. Он называет слово, а затем подбирает и называет еще одно слово, по звучанию похожее на первое.
Например, к слову «кошка» хорошо подойдет «ложка». А для слова «ушки» подходящей парой будет слово «подушки».
Затем педагог предлагает детям принять участие в этой игре. Он называет знакомые простые слова и побуждает дошкольников подобрать близкие по звучанию парные.
Если у детей возникают трудности, воспитатель может делать простые подсказки.
Важно проследить, чтобы малыши верно подбирали слова, называли их четко, громко и внятно.
Игра «Угадай, где крУжки, а где кружкИ»
Для этой игры потребуются две детские кружечки и пара кружочков.
Сначала воспитатель показывает малышам «кружкИ», громко называет это слово и просить детей повторить. Потом он показывает им «крУжки», также громко произносит и просит детей повторить.
Процесс можно повторять, пока дошкольники не усвоят эти два слова.
Потом воспитатель ставит каждую кружку на кружок и спрашивает детей, что находится сверху, а что снизу. Дождавшись правильного ответа, педагог кладет на каждую кружку кружок и снова задает вопрос, что сверху, а что снизу. Игру продолжать, пока все не начнут с легкостью не справляются с заданием.
Важно проследить, чтобы дети не просто без ошибок указывали, какой предмет и где находится, но и отчетливо проговаривали слова с правильным использованием ударения.
Игра «Возьми игрушку»
Для этой игры понадобятся любые предметы, в названиях которых присутствует три — четыре слога. Например, крокодил, Дюймовочка, Чебурашка, Буратино.
Игра очень напоминает глухой телефон, но имеет некоторые особенности. Детей рассаживают полукругом.
На столике раскладываются все игрушки. Ведущий шепчет название одной из игрушки на ухо ближайшего малыша. Тот шепчет это название ближайшему ребенку.
Итак, слово передается от одного к другому до тех пор, пока его не услышит последний ребенок.
Он должен встать и отыскать игрушку, название которой услышал. Потом он берет игрушку в руки, показывает всем и громко ее называет.
Задача педагога заключается в том, чтобы следить за отчетливым и четким произношением всех слов, которые шепотом проговаривают дети.
Игра «Услышь и назови нужное слово»
Цель этой игры заключается в том, чтобы помочь детям развивать слуховое и фонематическое внимание.
Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте умели слышать и произносить заданные звуки.
Дополнительный наглядный материал для игры не потребуется : достаточно лишь собрать детей рядом с воспитателем.
Педагог объясняет, что сейчас он будет зачитывать интересные детские стихотворения.
В этих стихах есть слова, в произношении которых встречается звук «С». Как только дети услышат такое слово, они должны хором громко и четко это слово произнести. Воспитатель зачитывает стих медленно, так чтобы детям было не сложно уловить звучание каждого отдельного слова.
Затем можно повторить это упражнение, подбирая разные буквы. Особое внимание следует уделить тем буквам, произношение которых нелегко дается некоторым детям.
Заголовок блока
В игре принимают участие 2 ребенка. Остальные тоже присутствуют и внимательно наблюдают за ходом процесса. Их роль будет описана чуть ниже.
Два участника соревнования становятся спиной друг к другу, так чтобы наблюдающие дети видели их обоих сбоку. Допустим, одного ребенка зовут Саша, а другую Маша.
Воспитатель объясняет, что сейчас он будет называть слова. В некоторых словах присутствует буква «ш». И если этот звук прозвучит, то Саша должен поднять руку. В других словах есть звук «ж».
Если прозвучит он, то руку должна поднять Маша. Если же в слове нет этих двух букв, то руку никто не поднимает.
«Подумай, не торопись»
Эта игра не только развивает речь, но и позволяет задействовать на максимальном уровне мыслительные способности детей, что способствует их общему умственному развитию и сообразительности.
Воспитатель предлагает детям решить несколько интересных заданий.
1. Назови слово, первая буква которого такая же, что и последняя у слова «карапуз»;
2. Назови птицу, в названии которой есть такой же звук, что является последним в слове «сор»;
3. Назови слово, первая буква которого «к», а последняя «ш»;
4. Какое слово получится, если к буквосочетанию «но» добавить всего один звук?
5. Придумай предложение, в котором каждое слово начинается на букву «м»;
6. Найди в этой комнате все предметы, в названии которых есть звук «у».
Игра «Назови последний звук в слове»
Для этой игры понадобится дополнительный наглядные материал.
Нужно подобрать картинки с разными предметами, животными и т. п.
Педагог демонстрирует группе детей одну картинку и спрашивает, что на ней изображено. После того, как был получен правильный ответ, нужно попросить детей назвать последний звук в этом слове.
При этом воспитатель внимательно следит за правильным произношением звуков. Особенно важно, чтобы дети умели произносить как твердые, так и мягкие согласные. Например, в слове дверь последним звуком является «рь», а не «р».
После того, как все картинки рассмотрены, воспитатель просит детей сложить их в две разные стопки. Одна стопка содержит картинки с последним мягким звуком. А вторая стопка с последним твердым звуком.
Игра «Первый звук»
Для игры потребуются любые предметы, игрушки или карточки с изображением чего-либо.
Воспитатель показывает предмет и просит, чтобы дети хором громко произнесли название этого предмета. Затем нужно попросить, чтобы дети произнесли первый звук, с которого начинается название предмета или игрушки.
Для того, чтобы разнообразить игровой процесс, можно также просить, чтобы дети по очереди произнесли первый звук имени того, кто стоит или сидит рядом.
Важно следить за тем, чтобы звуки произносились четко и правильно. Например, в слове «Вадик» первый звук звучит как «в», а не как «вэ».
Игра «Лавина слов»
Эта игра поможет развить не только речь ребенка, но также его память, внимание, умение группировать предметы и взаимодействовать с другими детьми.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть в игру «Лавина слов».
Начинает игру взрослый. Он говорит фразу «В корзину я положил яблоки…». А один из детей должен продолжить это предложение, назвав еще одно слово.
Только вот слово это должно обозначать предмет, который по смыслу хорошо сочетается с первым.
Например, к слову «яблоки» хорошо подходит любой другой фрукт: лимоны, апельсины, виноград и т. п. Но совсем не подойдет слово трактор или что-то в этом роде.
Игра «Какой он?»
Эта игра доставляет удовольствие детям самого разного возраста – начиная с двух-трех лет и заканчивая первым классом начальной школы.
Правда для самых маленьких требуется использование дополнительного наглядного пособия: карточек или игрушек.
Воспитатель показывает предмет аудитории. Например, собаку. И спрашивает: «Какая она?».
Дети должны подобрать как можно больше прилагательных, детально описывающих то, какими свойствами обладает показанный предмет или игрушка.
Например, к слову «собака», дети могли бы назвать прилагательные: «лохматая», «большая», «черная», «добрая», «грязная» и т. п.
Игра «Узнай звук».
Подобрать слова с близкими по звучанию звуками (ш, с, с,ц, ж) и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук «ш», хлопни в ладоши».
Взрослый называет слова: «сумка», «шум», «суп», или слова на звук ж («жук», «зуб», «женщина», «замок», ребенок хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.
Игра в «телефон».
В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими (ж, ш, ч, ш) и сонорными звуками (р, л, м, н).
Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, вслух последний называет услышанное слово.
Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.
«Поручение».
На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь.
Например: «Принеси мне миску», «Принеси Мышку», или «Покажи зубы, губы…».
Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какое я слово сказала».
Взрослый на определенном расстоянии (6-7 м) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет.
Полезным для развития слухового внимания упражнения типа «Слушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране, «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей).
Языковые игры помогают эффективно развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи, тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи.
Во время игр уточняются и закрепляются-устанавливаются понятия и представления детей, развивается их творческое воображение, мышление, язык.
Ребенок в дальнейшем быстрее и легче воспринимает новый материал, овладевает новыми знаниями и навыками.
«День рождения»
Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.
Игра начинается со слов: «Я дарю…»
«СУНДУЧОК»
Ребенку предлагается сундучок (волшебная коробочка) с предметными картинками. Малыш с закрытыми глазами достает одну из картинок и описывает ее. Например, мячик – большой, круглый, резиновый, разноцветный, прыгучий, веселый… Сформулировать это задание можно так: «Подбери признак!» или «Расскажи, какой он!»
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечком
Дом – кирпичом
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
«Веселые часики»
Перед ребенком кладем «циферблат». На нем – предметные картинки по кругу. Ребенок крутит стрелку. Называет картинку, на которую укажет стрелка. С этой картинкой могут быть выполнены разные задания. Например: «Посчитай от 1 до 5-ти!» (одна конфета, две конфеты, «Назови ласково!» (стул – стульчик, «Составь со словом-названием картинки предложение!», «Скажи, для чего это нужно!» и т. д.
«Жадина»
Эта игра направлена на закрепление умения правильно согласовывать местоимения с существительными.
Логопед говорит ребенку, что сейчас малыш будет «жадиной» и «отнимет» картинки, называя предметы со словами «мой», «моя», «мое», «мои». Ребенок поочередно берет у логопеда картинки и говорит: «Это моя чашка, это мой плащ, это мое полотенце…»
«В гостях у инопланетян».
Логопед говорит ребенку, что сейчас мы отправимся в гости к инопланетянам (можно показать картинку или игрушку). Инопланетяне не знают русского языка, не понимают значения многих слов, и мы им будем объяснять. И логопед называет ребенку слово (или показывает картинку) и просит объяснить, что это такое (или кто это). Например, повар – это человек, который готовит еду. Стол – это предмет, за которым мы кушаем, рисуем, работаем…