Альбина Сулейманова
Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
«Работа по самообразованию педагога»
Сулейманова Альбина Ибрагимовна
Тема: «Игры на развитие мелкой моторики
у детей раннего возраста»
г. Когалым
2013 – 2014 учебный год
2-й слайд: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
3-й слайд: Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Моя тема по самообразованию за 2013-2014 учебный год «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Я выбрала ее не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
4-й слайд: Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
5-й слайд: Работая в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 лет до 3 лет, я проанализировала условия, созданные для развития мелкой моторики. Для этого имеется определенный набор пособий - шнуровки, разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со сменным воспитателем, родителями. В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
6-й слайд: Исходя из вышесказанного, определилась цель моей работы по самообразованию: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
7-й слайд: Изучив и проанализировав методическую литературу по данной проблеме, я выбрала наиболее эффективные формы, методы, приемы для развития у детей раннего возраста мелкой моторики пальцев рук. На основе данной литературы разработала проект «Наши пальчики играют», подобрала и приготовила развивающие пособия, систематизировала игры по развитию мелкой моторики, дополнила предметно-развивающую среду группу нестандартным дидактическим материалом, оформила картотеку пальчиковых игр со стихами и картотеку пальчиковой гимнастики.
8-й слайд: Очень полезны для развития мелкой моторики такие виды деятельности:
лепка из пластилина и глины;
рисование, раскраска, штриховка;
составление аппликаций;
нанизывание на нитку бусинок, шариков, пуговиц;
пришивание пуговиц, вышивание, вязание;
наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец;
завязывать узла на веревке, шнуре;
застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;
закручивание крышки, завод механических игрушек, часов;
выжигание;
конструирование из мелких деталей.
9-й слайд: Речь - это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Общая моторика - это двигательная деятельность,
которая осуществляется за счёт работы крупных мышц тела.
Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.
10-й слайд: Нарушения общей и мелкой моторики
Нарушения мелкой моторики :
- негибкие движения рук;
- одностороннее нарушение мелкой моторики;
- судороги и дрожь.
Нарушения общей моторики :
- нарушения координации движений и их точности;
- отставание в развитии двигательных навыков;
- трудности совершения движений, обусловленные слабостью детских ощущений.
11-й слайд: Одной из форм работы с детьми являются проведение НОД: - сюжетные — индивидуальные - подгрупповые, построенные в игровой форме. Игре на занятии придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью у детей :
формируется фонетико-фонематическая база;
развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;
активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;
развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками;
формируется процесс социальной адаптации у детей.
12-й слайд: Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь, создаю ситуацию успеха. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами : пирамидки, вкладыш различного типа, крупная мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
13-й слайд: Фото детей.
14-й слайд: Фото детей.
15-й слайд: Фото детей.
16-й слайд: Фото детей.
17-й слайд: Моя задача — поддержать это стремление, организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.
18-й слайд: Хорошим средством для развития пальцевой умелости являются пальчиковые игры. В комплексы пальчиковых игр включаются активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры проводим во время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты. Малыши овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционного аппарата: губ, языка и т. д.
19-й слайд: Фото детей.
20-й слайд: Фото детей.
21-й слайд: Фото детей.
22-й слайд: Значение развития мелкой моторики
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
23-й слайд: На родительском собрании мы ознакомили родителей с содержанием и значением развития мелкой моторики детей раннего возраста. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трё х направлениях:
специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр.
24-й слайд: Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная совместная деятельность, где родители являются участниками образовательного процесса. Мною искались и внедрялись разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы. Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
25-й слайд: Одним из главных условий, влияющим на качество образования, является профессионализм педагога, постоянная работа под повышением своей профессиональной компетентности. В этом мне помогают:
участие в методических мероприятиях детского сада;
обобщение опыта работы на педагогических чтениях в детском саду;
участие в группе профессионального общения воспитателей групп раннего возраста;
работа по самообразованию.
26-й слайд: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Я планирую рост своего профессионализма по теме самообразования ««Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» в дальнейшей своей работе. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.