Венедиктова Юлия Рафаилевна
Игры и упражнения для детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Формирование артикуляционной и мимической моторики
1. Упражне
ние
«Говорливый
ручеек»
Цель - развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг
за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам
— динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке —
ш-ш-ш-ш».
2. Упражне
ние «Ветер,
ветер.»
Цель - развитие неречевого и речевого дыхания, умения
контролировать силу и длительность выдоха.
Публикация «Игры и упражнения для детей с дизартрией» размещена в разделах
Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года,
используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без
напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко
открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков
пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом
через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно
ощутить, услышать, увидеть.
3. Упражне
ние «Чудак»
Цель - развитие неречевого и речевого дыхания, умения
контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.
Игровой материал: бумажный осенний листок,
снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.
Методика проведения. Педагог читает стихотворение:
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из
бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный
шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка,
он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая,
называет имя следующего ребенка.
4. Упражне
ние «Муравейн
ик»
Цель - развитие артикуляционной моторики и мимики,
слуховой памяти.
Игровой материал: «муравейник и муравьи»,
пиктограммы.
Методика проведения. Педагог рассказывает детям
историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды
утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей
листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело
солнышко и муравейник.»
Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым
ртом «х-х-х»).
«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец
к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа)
и стали вылезать из муравейника. Первым появился
маленький муравьишка и очень удивился: "О!", затем
вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по
сторонам: "У!".»
Педагог играет различное количество звуков, вызванный
ребенок ставит рядом с муравейником картинки с
соответствующим количеством муравьев, а остальные дети
мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук,
указанный на карточке.
6. Упражне
ние
«Машинки»
Цель - раскрепощение голосового аппарата, развитие
артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты
реакции.
Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог
предлагает детям запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-
и». Чтобы начать движение машинки, играющий
поворачивается к своему соседу и говорит: «Дрынн». (Если
«р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р» —
двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина»,
может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и
повторив «дрынн», или развернуть машинку в другую
сторону, сказав «и-и-и».
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой
сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок
произносит свой вариант до тех пор, пока следующий
участник не продолжит звук.
7. Упражне
ние «Лес»
Цель: активизация восприятия, развитие
слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной
моторики.
Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы
пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:
«У-у-у» — встревожился лес,
«О-о-о» — удивился лес,
«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).
Петь на одном звуке:
Са-а-а —в лесу бегает лиса. Дети изображают лису,
используя мягкие движения рук.
Со-о-о — еж свернулся в колесо. Изображают ежа, делают
руками «моталочку». Бу-у-у — сидит ворон на дубу. Под
музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу.
8. Упражне
ние «Бабочка»
Цель - развитие мимической моторики, навыков
саморегуляции, воображения.
Игровой материал: фонарик.
Методика проведения. Педагог дает инструкцию:
«Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас
(мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к
вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на
качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте
бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный
выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то
в правый глаз (зажмурить правый глаз, то в левый глаз
(зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика,
помогает детям представить солнечные лучи.
9. Упражне
ние «БРА —
БРЭ — БРИ —
БРО — БРУ»
Цель - регуляция мышечного тонуса, снятие
эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной
моторики.
Музыкальный материал: марш, интонационная
поддержка на одном звуке.
Методика проведения. Дети свободно передвигаются по
залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары.
Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»).
Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра —
брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог
«бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и
добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники
игры должны помириться, улыбнуться.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения
кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
1. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
2. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону
и проделать им круговые движения сначала влево, затем
вправо. 4 - 6 раз.
3. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать
две первые фаланги. 5 - 6 раз.
4. Развести прямые пальцы, последовательно,
веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все
пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться
в исходное положение. 3 - 4 раза.
5. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и
сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы
другие оставались собранными в кулак. Упражнения
выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно
довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив
гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и
сделать массаж.
Рисование «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными
движениями – повторяем 3 раза.
«Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем
пальцы – повторяем 3 раза.
«Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к
ушам – повторяем 3 раза.
«Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к
груди – повторяем 3 раза.
«Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу,
как будто играя на пианино.
«Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по
лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
«Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки
вниз.
Поиграем
животиками
Развитие дыхания
(Физиологическое
дыхание)
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не
поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения
живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох
- 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре -
ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз
подряд.
Мимика Развитие мимических мышц может строиться на
использовании естественных мимических движений:
«Плакса» - зажмуривание глаз; «Надуем шарик» -
надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание
надбровных дуг; «Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т. д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых
мышц, затем они объединяются в комплексы,
отражающие такие сложные чувства, как радость,
огорчение, обиду, ликование и т. д.
Раздумье Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову
рукой) глубокое раздумье. Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на
дорогу. Но в какую сторону идти? Этюд разыгрывается
под музыку.
Кукла заболела Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая
одеялом, на лбу куклы платочек. Описание игровой
ситуации У девочки заболела кукла. Кукла лежит в
кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка
расстроена, ей жалко больную куклу. Во время этюда
звучит музыка