Приложение МААМ

Игры и упражнения для детей с дизартрией

Венедиктова Юлия Рафаилевна
Игры и упражнения для детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Формирование артикуляционной и мимической моторики

1. Упражне

ние

«Говорливый

ручеек»

Цель - развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг

за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам

— динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке —

ш-ш-ш-ш».

2. Упражне

ние «Ветер,

ветер.»

Цель - развитие неречевого и речевого дыхания, умения

контролировать силу и длительность выдоха.

Публикация «Игры и упражнения для детей с дизартрией» размещена в разделах

Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года,

используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.

У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.

У Осени — прохладный — с-с-с.

У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом — без

напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко

открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков

пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом

через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно

ощутить, услышать, увидеть.

3. Упражне

ние «Чудак»

Цель - развитие неречевого и речевого дыхания, умения

контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.

Игровой материал: бумажный осенний листок,

снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.

Методика проведения. Педагог читает стихотворение:

Там, на холмах, сидит чудак,

Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из

бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный

шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка,

он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая,

называет имя следующего ребенка.

4. Упражне

ние «Муравейн

ик»

Цель - развитие артикуляционной моторики и мимики,

слуховой памяти.

Игровой материал: «муравейник и муравьи»,

пиктограммы.

Методика проведения. Педагог рассказывает детям

историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды

утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей

листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело

солнышко и муравейник.»

Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым

ртом «х-х-х»).

«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец

к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа)

и стали вылезать из муравейника. Первым появился

маленький муравьишка и очень удивился: "О!", затем

вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по

сторонам: "У!".»

Педагог играет различное количество звуков, вызванный

ребенок ставит рядом с муравейником картинки с

соответствующим количеством муравьев, а остальные дети

мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук,

указанный на карточке.

6. Упражне

ние

«Машинки»

Цель - раскрепощение голосового аппарата, развитие

артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты

реакции.

Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог

предлагает детям запомнить 2 команды: «Дрынн!» и «И-и-и-

и». Чтобы начать движение машинки, играющий

поворачивается к своему соседу и говорит: «Дрынн». (Если

«р» отсутствует, следует заменить «дрынн» кучерским «р»

двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина»,

может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и

повторив «дрынн», или развернуть машинку в другую

сторону, сказав «и-и-и».

Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой

сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок

произносит свой вариант до тех пор, пока следующий

участник не продолжит звук.

7. Упражне

ние «Лес»

Цель: активизация восприятия, развитие

слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной

моторики.

Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы

пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:

«У-у-у» — встревожился лес,

«О-о-о» — удивился лес,

«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).

Петь на одном звуке:

Са-а-а —в лесу бегает лиса. Дети изображают лису,

используя мягкие движения рук.

Со-о-о — еж свернулся в колесо. Изображают ежа, делают

руками «моталочку». Бу-у-у — сидит ворон на дубу. Под

музыку на сильную долю передают игрушку ворона по кругу.

8. Упражне

ние «Бабочка»

Цель - развитие мимической моторики, навыков

саморегуляции, воображения.

Игровой материал: фонарик.

Методика проведения. Педагог дает инструкцию:

«Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас

(мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к

вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на

качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте

бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный

выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то

в правый глаз (зажмурить правый глаз, то в левый глаз

(зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика,

помогает детям представить солнечные лучи.

9. Упражне

ние «БРА —

БРЭ — БРИ —

БРО — БРУ»

Цель - регуляция мышечного тонуса, снятие

эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной

моторики.

Музыкальный материал: марш, интонационная

поддержка на одном звуке.

Методика проведения. Дети свободно передвигаются по

залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары.

Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»).

Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра —

брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог

«бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и

добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники

игры должны помириться, улыбнуться.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения

кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.

1. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.

2. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону

и проделать им круговые движения сначала влево, затем

вправо. 4 - 6 раз.

3. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать

две первые фаланги. 5 - 6 раз.

4. Развести прямые пальцы, последовательно,

веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все

пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться

в исходное положение. 3 - 4 раза.

5. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и

сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы

другие оставались собранными в кулак. Упражнения

выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно

довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив

гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и

сделать массаж.

Рисование «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными

движениями – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем

пальцы – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к

ушам – повторяем 3 раза.

«Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к

груди – повторяем 3 раза.

«Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу,

как будто играя на пианино.

«Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по

лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.

«Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки

вниз.

Поиграем

животиками

Развитие дыхания

(Физиологическое

дыхание)

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не

поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения

живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох

- 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре -

ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз

подряд.

Мимика Развитие мимических мышц может строиться на

использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз; «Надуем шарик» -

надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

«Мы удивились» - приподнимание и опускание

надбровных дуг; «Тигренок» - оскаливание зубов;

«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т. д.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых

мышц, затем они объединяются в комплексы,

отражающие такие сложные чувства, как радость,

огорчение, обиду, ликование и т. д.

Раздумье Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову

рукой) глубокое раздумье. Описание игровой ситуации

Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на

дорогу. Но в какую сторону идти? Этюд разыгрывается

под музыку.

Кукла заболела Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.

Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая

одеялом, на лбу куклы платочек. Описание игровой

ситуации У девочки заболела кукла. Кукла лежит в

кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка

расстроена, ей жалко больную куклу. Во время этюда

звучит музыка

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения для детей с дизартрией
Опубликовано: 12 октября 2020 в 12:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Венедиктова Юлия Рафаилевна (УИ 840028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД