Папки-передвижки

Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста

Валентина Скварковская
Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Игровой тренинг» как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Публикация «Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются с раннего дошкольного возраста.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, свои впечатления. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

Поэтому вопрос формирования речи дошкольников является важной и актуальной проблемой на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Самым эффективным средством реализации данных задач при обучении детей дошкольного возраста является выбор игровых технологий, один из них - игротренинг.

Игротренинг – это комплекс игровых упражнений, которые помогают каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и другие психические процессы.

Целью использования игротренинга является повышение мотивации к совместной деятельности, повышение работоспособности, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Тренинги могут быть :

с набором картинок,

с объектами ближайшего окружения;

с объектами, которых нет в ближайшем окружении,

с неизвестными словами.

Виды и формы игротренинга :

-динамическими,

-тематическими,

-сюжетными,

-математическими,

-пальчиковыми,

-логопедическими,

-психологическими,

-словесными с «волшебными» предметами и без них. (поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, поступки, настроение, детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы и др.).

Остановлюсь подробнее на одной из форм игрового тренинга, как «Цветик-семицветик», который успешно применяю в своей работе с детьми при закреплении лексической темы или для формирования эмоционально-речевой сферы, так как развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.

Практическая часть

Тренинг «Цветик-семицветик» (с использованием ИКТ- презентации для детей)

Цель:собрать лепестки цветика-семицветика (за каждое выполненное задание ребенок получает лепесток)

Игра «Подбери слова»

Цель: уметь быстро подбирать слова на заданную букву

(буквы можно прописать, просто назвать, разукрасить или показать с использованием буквенного веера или карточки)

Подобрать слова, которые начинаются с букв собственных инициалов, характеризующие качество человека.

Н-р: я- Скварковская Валентина Акимовна (Сильная, Волевая, Активная).

Игра «Что такоеи что такое плохо?» ( Цель: уметь называть достоинства и недостатки предметов

Показываю детям предмет. Каждый из играющих должен подобрать к

нему как можно больше достоинств, а затем недостатков

Н-р, Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он

прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо; Стакан

хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай

трудно держать – это плохо.

И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т. д.

Игра «Ассоциативный ряд»

Цель: уметь подобрать как можно больше слов, связанных с предложенным

заданием.

Н-р, Какие слова-предметы (слова-признаки, слова-действия) можно

«вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

Игра «Два брата»

Цель: уметь использовать словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-

-ИК-.

Детям предлагаю послушать историю о двух братьях. «Жили-были два

брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали

Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище.

У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был

носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища».

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в

их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше,

называя предмет только одного из братьев. Глазик — глазище; ротик —

ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик —

шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище

Игра «Кляксография»

Цель: развивать способность составлять связный рассказ на основе изображения

Дети размешивают краски, капают на лист бумаги, дают пятну растечься с помощью трубочки.

В получившейся фигуре каждый ребенок видит что-то своё, рассказывая

об этом детям.

Игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее

слово и с ним придумывают предложение.

Н-р, Сережа читает книгу.

Книга лежит на столе.

Стол находится в комнате.

Комната очень красивая и т. д.

Игра «Шкатулка сказок»

Цель: развивать способность сочинять сказку с использованием цветных кружков

В шкатулке лежат цветные кружки. Воспитатель открывает крышку, а дети

говорят, «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»

Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Дети

начинают сочинять сказку.

Н-р, Достаём красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно

начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к

костру».

Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок

обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».

Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше,

обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать

чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то

листик, то пуговица, то горошина.

Заключение: Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование такого приема, как игротренинг, позволяет работать над всеми сторонами речи, в результате которого обеспечивается высокий уровень мотивации детей к совместной деятельности, закрепляются полученные речевые навыки. Игротренинг облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным. Все это способствует повышению уровня речевой, коммуникативной, информационной и познавательной сферы, что особенно актуально в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Считаю, что игровые приемы необходимо широко использовать в работе ДОУ, так как это помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения материала в полном объеме.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Игра-тренинг «Я потерялся». Для детей старшего дошкольного возрастаИгра-тренинг «Я потерялся». Для детей старшего дошкольного возраста Цель: учить детей действовать правильно, в обстановке, если потерялся не пугаться и не теряться в данной ситуации. Игровая ситуация «Звонок.

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: - Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2021 в 21:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Скварковская (УИ 268212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД