Валентина Скварковская
Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровой тренинг» как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Публикация «Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются с раннего дошкольного возраста.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, свои впечатления. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
Поэтому вопрос формирования речи дошкольников является важной и актуальной проблемой на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Самым эффективным средством реализации данных задач при обучении детей дошкольного возраста является выбор игровых технологий, один из них - игротренинг.
Игротренинг – это комплекс игровых упражнений, которые помогают каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и другие психические процессы.
Целью использования игротренинга является повышение мотивации к совместной деятельности, повышение работоспособности, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Тренинги могут быть :
с набором картинок,
с объектами ближайшего окружения;
с объектами, которых нет в ближайшем окружении,
с неизвестными словами.
Виды и формы игротренинга :
-динамическими,
-тематическими,
-сюжетными,
-математическими,
-пальчиковыми,
-логопедическими,
-психологическими,
-словесными с «волшебными» предметами и без них. (поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, поступки, настроение, детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы и др.).
Остановлюсь подробнее на одной из форм игрового тренинга, как «Цветик-семицветик», который успешно применяю в своей работе с детьми при закреплении лексической темы или для формирования эмоционально-речевой сферы, так как развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
Практическая часть
Тренинг «Цветик-семицветик» (с использованием ИКТ- презентации для детей)
Цель:собрать лепестки цветика-семицветика (за каждое выполненное задание ребенок получает лепесток)
Игра «Подбери слова»
Цель: уметь быстро подбирать слова на заданную букву
(буквы можно прописать, просто назвать, разукрасить или показать с использованием буквенного веера или карточки)
Подобрать слова, которые начинаются с букв собственных инициалов, характеризующие качество человека.
Н-р: я- Скварковская Валентина Акимовна (Сильная, Волевая, Активная).
Игра «Что такоеи что такое плохо?» ( Цель: уметь называть достоинства и недостатки предметов
Показываю детям предмет. Каждый из играющих должен подобрать к
нему как можно больше достоинств, а затем недостатков
Н-р, Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он
прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо; Стакан
хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай
трудно держать – это плохо.
И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т. д.
Игра «Ассоциативный ряд»
Цель: уметь подобрать как можно больше слов, связанных с предложенным
заданием.
Н-р, Какие слова-предметы (слова-признаки, слова-действия) можно
«вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.
Игра «Два брата»
Цель: уметь использовать словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-
-ИК-.
Детям предлагаю послушать историю о двух братьях. «Жили-были два
брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали
Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище.
У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был
носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища».
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в
их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше,
называя предмет только одного из братьев. Глазик — глазище; ротик —
ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик —
шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище
Игра «Кляксография»
Цель: развивать способность составлять связный рассказ на основе изображения
Дети размешивают краски, капают на лист бумаги, дают пятну растечься с помощью трубочки.
В получившейся фигуре каждый ребенок видит что-то своё, рассказывая
об этом детям.
Игра «Сплетем венок из предложений»
Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее
слово и с ним придумывают предложение.
Н-р, Сережа читает книгу.
Книга лежит на столе.
Стол находится в комнате.
Комната очень красивая и т. д.
Игра «Шкатулка сказок»
Цель: развивать способность сочинять сказку с использованием цветных кружков
В шкатулке лежат цветные кружки. Воспитатель открывает крышку, а дети
говорят, «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»
Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Дети
начинают сочинять сказку.
Н-р, Достаём красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно
начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к
костру».
Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок
обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».
Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше,
обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать
чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то
листик, то пуговица, то горошина.
Заключение: Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование такого приема, как игротренинг, позволяет работать над всеми сторонами речи, в результате которого обеспечивается высокий уровень мотивации детей к совместной деятельности, закрепляются полученные речевые навыки. Игротренинг облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным. Все это способствует повышению уровня речевой, коммуникативной, информационной и познавательной сферы, что особенно актуально в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Считаю, что игровые приемы необходимо широко использовать в работе ДОУ, так как это помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения материала в полном объеме.
Спасибо за внимание!