светлана чернышева
Игровая технология «Палочки Кюизенера» — цветной мир сказки и числа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад компенсирующего вида № 8 «Крепыш»
«Использование инновационных приёмов в работе по формированию математических представлений у дошкольников»
«Игровая технология «Палочки Кюизенера» – цветной мир сказки и числа»
(В рамках выступления на педсовете 18.11.2022года)
Подготовила воспитатель:
Чернышева Светлана Владимировна
Балашиха
Слайд 1 В
Публикация «Игровая технология „Палочки Кюизенера“ — цветной мир сказки и числа» размещена в разделах
«Игровая технология «Палочки Кюизенера» – цветной мир сказки и числа»
Слайд 2
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными числами.»
Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками, а также и самостоятельно. Они нужны для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на базе практической деятельности.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию -соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на.», научить делить целое на части, измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды зависимости, упражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел,помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность дидактического материала.
Слайд 3
Возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости.
Наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике.
Помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие.
Благодаря разнообразию палочек ребенок может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов.
Игровая технология «Палочки Кюизенера» является эффективным средством в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста и представляет широкие возможности для использования в образовательном процессе.
Слайд 4
Методическое обеспечение
Слайд 5
Палочки все разные : разных цветов и разной длины. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Поэтому цветные числа. Так, самая короткая палочка обозначает «единичку», палочка, что в два раза больше «единички», обозначает «2», и т. п.
Слайд 6
Развивать представление о числе : каждый цвет обозначает число. Прежде чем посадить пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Как это узнать?
Слайд 7
Состав числа 8
Слайд 8
Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, осваивать прямой и обратный счет. Подвижные игры «Номера машин».
Слайд 9-13
Выкладываем из палочек. Сказочный город. Даны изображения наполовину детям предлагается закончить рисунок.
Слайд 14
Из опыта работы
Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа:
Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой предметов.
Слайд 15
Решение задач
По данному изображению можно составить математический рассказ – задачу. Папа положил на тарелку 3 апельсина, а мама – 2. Объедините все принесённые апельсины. Сколько всего на тарелке апельсинов?
Слайд 16
Позднее слово «объединить» заменяется словом «прибавить», «сложить». А последовательное расположение палочек интерпретируется как сложение. Далее следует запись в цифрах: 3+2=5
В таком формате можно поиграть в «Говорящие числа» : ребенок становится каким-то числом и рассказывает про себя : я число 5, я больше 4 и меньше 6. Меня можно составить из чисел… Я состою из 5 единичек. Как хорошо быть числом 5 : когда у тебя 5 шоколадок, можно угостить 5 друзей и т. д.
Слайд 17
С помощью палочек можно развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже). Игра «Примите факс». По сути это графический диктант, дети читают схему и по клеточкам рисуют изображение.
Слайд 18
Вот что получается…
Слайд 19
Таким образом можно сделать вывод, что цветные палочки являются многофункциональным пособием. Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, и встречается во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, музыкальной, двигательной. В играх комплексно решаются разные группы задач (познавательные, речевые, образовательные, на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, инициативы, самостоятельности).
Интеграция с образовательной областью «Физическое развитие», вид деятельности: «двигательная».
используем считалочки (количественный и порядковый счет);
рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.);
играем в подвижные игры математического содержания «Найди себе пару», «Составь число», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами».
Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора».
В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий: «Колобок», «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.
Для выявления структуры и содержания текста используем наглядные модели. Они соответствуют основным персонажам. Важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения (по цвету, величине).
Интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», вид деятельности: «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала». «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице», составление рамки для аппликации или фото. Развивается эстетическое восприятие на основе эталонов цвета и размера.
Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие», вид деятельности: «коммуникативная». Роль цветных палочек в изучении языка также очень велика – они помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Показываем ударение и соответственно разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению. Также «палочки Кюизенера» служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных.
Таким образом, пособие Кюизенера – универсально, оно не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Слайд 20
Спасибо за внимание!