Екатерина Браева
Конспект мастер-класса для педагогов «Игровая педагогика: от ложки до нейроложки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«ЛУЧШИЙ МАСТЕР-КЛАСС»
Конкурсная работа Браевой Екатерины Петровны, воспитателя МАДОУ «Сказка»
«ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА : ОТ ЛОЖКИ ДО НЕЙРОЛОЖКИ»
Мастер-класс
«Игровая педагогика : от ложки до нейроложки»
Краткая аннотация
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Игровая педагогика: от ложки до нейроложки“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах использования нейроложек в обучении детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с использованием металлических спаренных ложек в работе с детьми дошкольного возраста;
2. Представить педагогам некоторые приёмы игры на ложках с детьми старшего дошкольного возраста;
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Методы и приемы: демонстрация, объяснение, воспроизведение действий по показу ведущего мастер-класса и по схеме, упражнение.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста и детьми с тяжелыми нарушениями речи. В работе педагога использование нейроложек помогает не только скорректировать некоторые нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников.
Теоретическая и методологическая обоснованность:
Основа и суть нейропсихологического подхода – это теория Александра Романовича Лурии. Он считал, что именно двигательные методы активизируют, восстанавливают, выстраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности.
Одним из важнейших достижений дошкольного возраста является развитие у ребенка способности самостоятельно регулировать свое поведение и мыслительные процессы. За умением сдержать себя, не поддаваться первому порыву или желанию, стоит очень важное свойство — способность к произвольной регуляции своей деятельности. У детей с несформированной произвольной регуляцией возникают трудности с включением в деятельность и ориентировкой в задании, проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности переключения с одного задания на другое.
По мнению Марьяна Михайловна Безруких, доктора биологических наук, психолога, далеко не у всех детей в дошкольном возрасте сформированы умения тормозить свои непосредственные реакции и сдерживать стремление к немедленному удовлетворению своих потребностей, что является препятствием к успешной адаптации первоклассников.
Упражнения с нейроложками, под ритмичное продолжительное изменение положений руки, переключением двигательной программы и оттормаживанием собственных импульсов улучшает контроль и регулирование деятельности. Обучение игре на ложках постепенно формирует и развивает чувство ритма у детей, которое создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Игра на ложках прекрасно развивает соматогнозис, что является первой ступенью в развитии пространственно-временных отношений.
Игра на нейроложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, умение работать в коллективе, длительное время удерживать единый ритм.
Так же применяя в своей работе карточки «Умняша Яша» играть на нейроложках интересно каждому ребенку.
Методическая обоснованность:
• Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. /Ж. М. Глозман;
• Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, метод замещающего онтогенеза /Семенович А. В. ;
• Нейропсихологические занятия с детьми : В 2 ч. Ч. 1 /В. Колганова.
Л. С. Выготский отмечал, что «…самоуправление возникает в игре…Выполнение правила становится удовольствием, правило побеждает как сильнейший импульс. Правило есть внутреннее самоограничение…».
Здравствуйте, меня зовут Браева Екатерина. Я воспитатель детского сада. Работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сегодня я расскажу вам об одной из техник нейротехнологий : нейроложки, которая способствует развитию регуляторного компонента у детей.
20 лет своей трудовой деятельности я посвятила детской психологии. Работала педагогом-психологом в детском саду «Сказка. Два года назад я решила уйти из профессии, но далеко уйти не смогла, осталась в своем родном саду и стала воспитателем. Спросите почему? Потому что нет такой другой профессии, где бы человек настолько близко соприкасался с самым нежным и бесценным - с ребёнком.
Ни для кого не секрет, что дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в особом подходе. Знания детской психологии помогает мне определять причину трудностей воспитанников и грамотно осуществлять индивидуальный подход.
В логопедической группе ведущим специалистом является логопед, а мы воспитатели его надежные помощники. Спектр речевых нарушений огромен. И одному специалисту не под силу преодолеть их. Поэтому одна из задач воспитателя снизить все негативные факторы, препятствующие эффективной работе логопеда.
Вот уже третий год мы применяем в своей работе нейроложки - авторскую методику, разработанную музыкантом из Тамбова Ириной Барминой.
Почему же они нас заинтересовали?
Ну во - первых, это очень привлекательно со стороны.
Во-вторых, приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми, так как задания проводятся в игровой форме, под музыкальное сопровождение, последовательно и организованно. Все элементы выполняются одновременно и есть возможность проследить того, кто ошибается.
Взгляните сами (демонстрация видео).
Перед нами не стоит задача научить детей в совершенстве владеть игрой на ложках. Совсем нет. У нас нет отдельно взятых занятий по игре на ложках. Но их применение прекрасно уложилось как дополнительное средство, положительно влияющее на развитие детей.
Что дает детям игра на ложках?
Мы все больше и больше в последнее время говорим об успешности детей. Какими качествами должен обладать успешный ребёнок?
(Вопрос к аудитории. За каждый ответ вручается ложка).
Это самоуважение, самодисциплина, самостоятельность, оптимистичность. Чтобы иметь эти качества нужно развивать определённые способности. Но, можем ли мы утверждать, что все первоклассники могут похвастаться этими качествами. Едва ли. Еще в меньшей степени они сформированы у детей с ТНР.
Специалист Института возрастной физиологии РАО поделились неожиданными результатами исследования первоклассников.
(Слайд с результатом исследования)
Оказалось, лишь около 34 % современных детей 6-7 лет имеют уровень развития, позволяющий адаптироваться к школе. Одна из главных проблем, с которыми встречаются российские первоклассники - это недостаточное развитие речи. На второе место вышла проблема слабой произвольной организацией деятельности.
Упражнения с нейроложками, под ритмичное продолжительное изменение положений руки, переключением двигательной программы и оттормаживанием собственных импульсов улучшает контроль и регулирование деятельности.
Уважаемая фокус группа, (получившие ложки) я прошу вас выйти ко мне и занять место на стульях.
Практическая часть
Упражнение «Ложку, ложку я кручу…»
• Комментарий: Игра на ложках прекрасно развивает соматогнозис (ведь ложками приходится стучать и перед глазами, когда есть контроль за движениями) и за пределами взора (руки над головой, за спиной, сбоку или внизу от тела, согласованность обеих рук.
(Какие сложности испытывают мои дети, как я адаптировала упражнения для моих детей….)
Упражнение «Наша Таня громко плачет» или «Робин Бобин Барабек»
(отбивание первого ударного слога в строчке, отбивание последнего ударного слова в строчке, отбивание первого и последнего ударного слога).
• Комментарий: Обучение игре на ложках развивает чувство ритма у детей, которое создаё т базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. А можно ли ложки использовать с речевым материалом? Конечно.
Взяв в руки ложки, ребенок выплескивает через физическое «воздействие» на ложки энергию, которая преобразуется в ритмы и звуки, пусть беспорядочные и громкие. Период импульсивного выплеска проходит довольно быстро, и вот уже ребенок подстраивается в ансамбле ложкарей под игру своих товарищей. В любом случае отрицательная энергия трансформируется в позитивную. И вот уже звучит мелодия, которую воспроизводят дети. Им радостно.
Нейроложки это две алюминиевые ложки, которые соединены между собой черенками, имеющие пространство между черпаками. При ударе ложки создают чистый однотонный звук, который приятен и достаточно звонок. Отталкиваясь от нашего тела, ложка начинает вибрировать.
Приемы игры на ложках для исполнения этюдов с музыкальным сопровождением (с фокус-группой).
«Соседи».
«Пол, потолок, блинчик»
«Солнышко»
«Горка»
«Трям»
«Тремоле»
Так же применяя в работе карточки «Умняша Яша» играть на нейроложках интересно каждому ребенку. Дети учатся выполнять именно свою технику исполнения, а не соседа, что способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля.
Ансамбль ложкарей (фокус-группа по представленной схеме под музыку демонстрирует игру на ложках).
Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки.
Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.
Что важно отметить?
• Накапливается опыт умения работать в коллективе. Все это очень помогает нашим детям в школе.
• Дети учатся в течение продолжительного времени выдерживать единый ритм. А ведь это очень благотворно влияет на умение первоклассников выдерживать нагрузку при чтении и письме и не сбиваться. Читать и писать детям в школе приходится тоже достаточно долго.
• Игра на ложках всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, что стимулирует их познавательную активность.
Сделать ложку лишь полдела, нужно, чтоб она запела.
Трели наших ложкарей веселят везде людей!