Нина Семенова
Игровая логопедия. Логопедические пособия в коррекционной работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровая логопедия. Логопедические пособия в коррекционной работе логопеда»
Использование логопедических пособий позволяет повысить эффективность работы логопеда. Вызвать интерес у ребенка, создать положительную мотивацию.
Так как я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи, а это сложное комплексное нарушение при котором страдают все компоненты речи ребенка: звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь. Я разработала пособие «Картинки расставляем, буквы и слова называем». Это пособие позволяет детям легко и с интересом запомнить однокоренные слова, буквы, учит разгадывать ребусы, упражняет в слоговом синтезе, в дифференциации звуков Р-Рь в речи, обучает звукобуквенному анализу. Упражняет в составлении односложных слов. Способствует расширению словаря детей. Учит концентрировать внимание детей на определенном задании, развивает усидчивость.
Дидактическая игра «Звук меняй, слово получай»
Для детей 6-8 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: обучение чтению, составлению односложных слов. Расширению словарного запаса детей. Закреплению звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Оборудование: картинки: билет, лук, жук, жилеты, очки, бочки, усы, бусы, шар, шарф, крот, рот, роза, гроза, стул, стол. Буквы: г, ж,о, б, ф, р, т, с, л, у, к, ы.
Ход игры.
1 вариант игры:
На столе лежит Звуковичок. Рта у него нет. Рядом лежат карточки с картинками, фишки и буквы. Педагог объясняет, что именно это слово хочет произнести Звуковичок, но не может. Нужно выложить вместо рта слово, под словом схему. КРОТ, РОТ, ЛУК, ЖУК, СТУЛ.
2 вариант
Педагог вместе с детьми рассматривают картинку ОЧКИ. Предлагает изменить одну букву, чтобы получилось новое слово, деревянная емкость для засолки грибов, огурцов. (очки-бочки). Аналогично составлять и преобразовывать слова: УСЫ-БУСЫ, ШАР-ШАРФ, КРОТ-РОТ, ГРОЗА-РОЗА, СТУЛ-СТОЛ, БИЛЕТЫ-ЖИЛЕТЫ, ЛУК-ЖУК.
Дидактическая игра «Семейка слов» для детей 5-7 лет с ТНР.
Цель игры: обучать детей подбору однокоренных слов. Развивать словарь детей, мышление, память, внимание.
Оборудование: картинка домика, наборы картинок с однокоренными словами.
Ход.
Педагог в зависимости от лексической темы крепит картинку на крышу дома. Предлагает ребенку подобрать к этому слову слова из одной семейки. Ребенок берет картинку, называет однокоренное слово и прикладывает ее к домику.
2. Можно предложить ребенку придумать предложение с этим словом, используя прилагательные. Дом какой? Большой, уютный, новый, кирпичный. Петя живет в большом, красивом, уютном доме.
Лето какое? Теплое, солнечное, дождливое. Наступило теплое, солнечное лето.
За каждое правильно выполненное задание педагог дает пазл. Побеждает тот, кто быстрее соберет пазл и назовет эмоцию, изображенную на пазле-смайлике.
Дидактическая игра «Ребусы» для детей 5-7 лет с ТНР.
Цель: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять в слоговом синтезе, в умении делить слова на слоги. Развивать логическое мышление и зрительную память.
Оборудование: картинки с ребусами, набор гласных. Согласных букв, желтые квадраты.
Ход.
Варианты игры:
За каждое правильно выполненное задание детям дают фишки. В конце игры подсчитывают полученные фишки. Победитель тот, у кого больше всех фишек.
1. Дети отгадывают слово по первым буквам нарисованных картинок.
2. Детям предлагают отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.
3. Придумай загадку с расшифрованным словом. Этот предмет круглый, легкий. Его надувают воздухом на праздники. (шар).
Этот предмет берут с собой, когда начинается дождь. (Зонт).
Это женская одежда ее надевают зимой. Она пушистая и теплая. (шуба).
Дидактическая игра «Волшебная лупа» для детей 6-8 лет с ТНР.
Цель: учить разгадывать ребусы, обогащать словарь детей. Развивать логическое мышление и зрительную память.
Оборудование: картинка девочки с лупой, картинки с ребусами.
Ход.
У Ариши волшебная лупа. Смотрим в нее и отгадываем ребусы. Кто первый отгадает ребусы-тому дается пазл от ключа. У кого быстрее соберется ключ, тот откроет им шкатулку и получит сюрприз.
Дидактическая игра «Магазин посуды» для детей 6-8 лет с ТНР.
Цель: упражнять в слоговом синтезе, в умении делить слова на слоги, в дифференциации сонор Р-Рь. Развивать логическое мышление и зрительную память.
Оборудование: картинка с зеленой и синей корзинкой, мультипликационные деньги с цифрами 1, 2, 3, 4, чашки с картинками на звуки Р, Рь.
Ход.
Педагог предлагает детям поиграть в магазин посуды. Покупаем чашки. Если на чашке картинка со звуком Р, то кладем ее в синюю корзину. Это твердый звук Р. Если картинка на чашке начинается со звука Рь-то в зеленую корзинку. Звук Рь-мягкий согласный. Продавцу отдаем деньги. Если на чашке картинка с одним слогом-то денежку с цифрой 1, если-два слога-то с цифрой 2 и т. д. Выбираем продавца и дружно играем.