Алла Куник
Развитие эмпатии и толерантного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности «Игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
• В нашем веке духовно- нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, тенденция к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению.
• Формирование толерантности необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в это возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается свое собственная система взглядов на мир.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
• Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться удачам другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту способность сопереживать, со радоваться, сострадать, это позволит нам воспитать неравнодушное поколение
• Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.
Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка — период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.
Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности. Игра, как известно, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она не идёт в разрез с желаниями ребёнка и вызывает положительные эмоции, поэтому, применение игры в воспитательных и развивающих целях является оптимальным.
Вид проекта: игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: Дети 5-6лет, родители, воспитатель, педагог-психолог, родители
Цель проекта: формирование нравственных компетенций, таких как эмпатия и толерантность, посредством развития игровой деятельности дошкольников.
Задачи проекта для детей:
• Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
• Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
• Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в процессе игры.
• Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для педагога и родителей:
• познакомиться с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
• повышение компетентности родителей по вопросам развития эмпатии и толерантности через игру
• оснащение предметно-развивающей среды в группе.
• применение в работе с детьми игровых технологий, ориентированных на развитие толерантности и эмпатии.
• активное взаимодействие педагогов и родителей детей
Планируемые результаты проекта:
• Составление картотеки различных видов игр.
• Повышение компетентности и мастерства среди родителей по формированию основ толерантной культуры у дошкольников
• Снижение уровня негативного поведения у детей
• Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
I этап. Организационно-подготовительный
Цель.
• Продумать и подготовить систему разнообразных видов игр в заданном направлении.
• Ознакомление с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения эмпатии.
• Оснащение предметно-развивающей среды в группе,
• Вовлечение родителей в образовательный процесс
• Выявление знаний родителей, детей о развитии игровой деятельности и её развивающих возможностях.
Задачи 1 этапа:
• Провести мониторинг личностных и нравственных качеств развития дошкольников.
• Провести родительское собрание по проблеме развития игровой и её развивающего потенциала.
• Тестирование родителей на тему: «Знаете ли вы как воспитать чуткого и толерантного человека?», «Детские игры и их воспитывающая задача»
• Анкетирование родителей для самооценки «Что я знаю о терпимости и эмпатии»
• Создание предметно-развивающей среды: иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах этнических групп Росси ; народная игрушка и национальная кукла; предметы быта, персонажи настольного театра, мини-макеты; дидактические игры и. д
II этап. Основной
Цель. Организация проектной деятельности детей 5-6 лет
Задачи.
• Организовать деятельность в соответствии с целями и задачами проектом
• Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
• Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
• Осуществлять контроль над реализацией проекта.
Реализация проекта в игровой деятельности:
1. Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
Управление детской игрой строится на гуманистической позиции:
– свободу выбора и поведение ребенка в игре,
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным игровым ситуациям, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,
– недопущение давления и ограничивающих действий в отношении желаний детей.
Содержание игр ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
Сюжетно-ролевые игры
«Больница», «Скорая помощь», «Почта», «Ферма», «Детский сад», «Семья», «Путешествие», «Повара», «Летчики», «Российская армия», «Строители», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Магазин», «Моряки», «Больница», «Скорая помощь», «Почта», «Ферма».
Дидактические игры
«Хорошо-плохо», «Профессии», «Кто это?», «Кто что делает?», «Назови картинку», «Продолжи ряд», «Можно-нельзя», «Опасно- не опасно», «Логика», «Продолжи последовательность», «Что сначала, что потом».
Тетрализованные игры
«Хорошо-плохо», «Профессии», «Кто это?», «Кто что делает?», «Назови картинку», «Продолжи ряд», «Можно-нельзя», «Опасно- не опасно», «Логика», «Продолжи последовательность», «Что сначала, что потом».
Игровые ситуации
«Я потерялся», «Новый приятель», «Один дома», «Обидели друга», «Как быть, что делать?», «Мы самые старшие в детском саду», «Научи своего друга тому, что умеешь сам»,
Словесные игры
«Я потерялся», «Новый приятель», «Один дома», «Обидели друга», «Как быть, что делать?», «Мы самые старшие в детском саду», «Научи своего друга тому, что умеешь сам»,
Работа с родителями:
• Повторное анкетирование.
• Выпуск папок-передвижек с ознакомительным материалом «Этапы развития игры», «Что такое эмпатия и толерантность» брошюр, памяток-рекомендаций
• Консультации на тему: «С ребёнком надо играть», «Духовно-нравственное развити. Пути становления», «Этапы развития игры», «Что такое эмпатия и толерантность»
• Мастер-класс «Во что поиграть дома?», «Атрибуты для игры своими руками»
• Участники в создании и расширении развивающей среды в группе.
• Заключительное мероприятие театральная постановка сказки «Как Прошка друга искал»
III ЭТАП. Заключительный
Задачи:
o Контрольная даигностика детей.
o Анкетирование родителей.
o Анализ и обобщение итогов работы, формулировка теоретических и практических выводов, оформление результатов работы.
o Заключительное мероприятие театральная постановка сказки «Как Прошка друга искал»
Вывод В ходе реализации проекта были созданы условия для достижения поставленной цели и задач. Система работы в проекте обеспечила формирование духовно-нравственных компетенций, таких как эмпатия и толерантность дошкольников посредством развития игровой деятельности детей Проект является эффективным, гибким т. к. можно варьировать и подбирать игры в зависимости от поставленных задач.