Анна Лемзякова
Консультация «Играем вместе с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, но и независимость, ответственность, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от мнения окружающих.
Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и, главное, хотеть действовать правильно.
Классификация детских игр.
Публикация «Консультация „Играем вместе с ребенком“» размещена в разделах
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации и назначению. Рассмотрим основные типы детских игр.
Игры на развитие мелкой моторики рук.
В головном мозге человека области, регулирующие работу мышц пальцев рук и мышц языка, глотки и гортани, расположены очень близко. Именно поэтому движения пальцев рук влияют на развитие речи. Совершенствуя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы стимулируем и соседние зоны, отвечающие за развитие речевого аппарата.
• В этом смысле очень полезны любые «пальчиковые игры». Если ваш ребенок еще не начал говорить или плохо выговаривает некоторые буквы, научите его следующим упражнениям: нанизывать колечки на палочку;
• собирать бусы из разноцветных бусинок;
• заполнять коробочку кубиками или пирамидками;
• опознавать предметы и вещества на ощупь;
• «месить» руками песок или другое сыпучее вещество;
• лепить из глины и пластилина;
• рисовать;• вырезать из бумаги ажурные снежинки и другие фигуры;
• развязывать узелки на веревке;
• собирать с пола мелкие предметы (спички, горошины, пуговицы и т. д.);
• перекатывать в ладони шарик или карандаш;
• в такт счету или песенке поочередно загибать пальцы или смыкать их в колечки;
• играть в театр теней, складывая пальцы в различные фигуры;
• играть в кукольный театр, надевая фигурки на пальцы.
Игры на развитие логики, внимания, памяти, воображения.
В основу развивающих игр положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
• развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;
• задания-ступеньки создают условия, опережающие и, следовательно, стимулирующие развитие способностей;
• каждый раз самостоятельно поднимаясь до своего потолка, ребенок• развивается наиболее успешно;
• развивающие игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, а кроме• того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
• играя со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают• очень важное качество – сдерживаться, не мешать ребенку самостоятельно размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен делать сам.
Среди развивающих игр необходимо упомянуть:
• конструкторы – они развивают творческие и умственные способности, самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, а также совершенствуют мелкую и крупную моторику рук; в процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки, получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает названия цветов;
• головоломки развивают сообразительность, логику, внимание, помогают ребенку усвоить понятия «одинаковый», «такой же», «другой», «симметрия» и «асимметрия»;
• сюжетно-ролевые игры (куклы, дочки-матери, «игра в доктора» и пр.) развивают воображение, память, мышление, речь, учат общаться, строить отношения с партнерами, решать возникшие проблемы;
• шахматы учат действовать по определенным правилам, дисциплинируют ум, воспитывают волю; шахматист учится распределять свои силы, просчитывать ходы, управлять ситуацией, регулировать ее;
• устные игры («Города», «Запрещенная буква», «Скрытая подсказка», «На что это похоже?», «Назови одним словом.», «Ассоциации», «Представь, что ты.», «Сочиняем сказки» и т. д.) развивают мышление, логику, воображение, закрепляют знание алфавита, пополняют словарный запас.
Познавательные игры.
Это игры, формирующие представления ребенка об окружающем мире.
• Для самых маленьких подойдут игры в песочнице и в воде, разумеется, под присмотром родителей. Такие занятия стимулируют различные рецепторы, дают базовые знания о физических законах природы, предоставляют малышу неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
• Ребятам постарше можно предложить игры-путешествия. Это воображаемые путешествия в мир зверей, птиц, насекомых, растений, в толщу океана и в космическое пространство. С помощью атласов, книг, детских энциклопедий, слайдов и прочих пособий ребенок знакомится с природой различных зон Земли, с законами Вселенной. По окончании каждого такого путешествия организуется «симпозиум», на котором дети выступают с небольшими докладами о том, что они узнали. В результате ребенок приобретает опыт работы с научно-популярной литературой, учится резюмировать информацию и выступать на публике.
• Чрезвычайно интересны и познавательны для детей простейшие научные опыты. Их можно проводить в домашних условиях в присутствии взрослого. Происходящие прямо на глазах физические и химические реакции удивят и озадачат малыша, продемонстрируют ему необычные свойства самых обычных предметов, заставят задуматься о природе многих явлений и, возможно, помогут обнаружить в вашем ребенке талант изобретателя.
• И девочкам, и мальчикам придутся по вкусу кулинарные опыты. Обычно• дети с удовольствием помогают своим родителям готовить всевозможные блюда, а заодно узнают много интересных вещей о продуктах питания и приобретают навыки, которые пригодятся им в будущем.
• Ориентироваться на местности учит игра «Ищем клад». Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. Затем ребенок выходит за дверь, а вы прячете в комнате «клад» (какую-нибудь игрушку) и обозначаете соответствующее место на плане ярким крестиком. Задача ребенка – найти «клад», пользуясь планом. Игру можно усложнить, например, спрятать «клад» во дворе или на дачном участке. Подвижные игры.
Догонялки, «Казаки – разбойники», салки, вышибалы – все эти развлечения, знакомые нам с детства, развивают ловкость, силу, быстроту реакций, точный расчет, глазомер и чувство ритма.
Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.
Кроме того, подвижные игры требуют от участников постоянных двигательных усилий и, следовательно, наиболее полно соответствуют природе детства.