Наталья Янгулова
Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно. "
Том Уисуэлл
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика? Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. В связи с этим была определена цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через игры в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре.
Публикация «Игра в шашки как средство развития логического мышления у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Основная часть
Актуальность проблемы
В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шашки тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шашки с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Специалисты обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Я заметила, что дети играют в группе шашки, однако правила игры многие дети не знают. И я решила создать в группе программу занятий по шашкам. Программа предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
На родительском собрании я провела анкетирование (Приложение №1, чтобы выявить сколько семей умеют играть в шашки и уделяют время такому досугу.
В опросе приняло участие 23 семьи (86 %) из 24. При обработке анкет были выявлены следующие данные:
- 60 % опрошенных умеют играть в шашки, но не все играют с детьми;
- 40 % не умеют играть в шашки;
- 25 % опрошенных родителей (законных представителей) воспитанников играют с детьми ;
Полученные данные анкетирования, были представлены на родительском собрании, после обсуждения данного вопроса совместно с родителями (законными представителями) воспитанников, было принято решение в течении учебного года организовать целенаправленную работу с воспитанниками и их родителями (законными представителями) по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников».
Цель методической разработки: раскрытие умственного и волевого потенциала личности воспитанников посредством углубленного обучения игре в шашки.
• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие :
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
Разработанные методические рекомендации и дидактические пособия по обучению детей шашечной игре могут быть использованы родителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, а также в системе повышение квалификации работников в ДОУ.
Дидактические принципы:
развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
доступности, последовательности и системности программного материала
творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы проведения игровых встреч
-словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Направления
- методическая деятельность с педагогами
- организованная кружковая деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
- социальное партнерство
Этапы обучения игре в шахматы и шашки
- знакомство с доской
- знакомство с фигурами
- обучение правилам игры
- решение задач и этюдов
- игра в шахматы и шашки.
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шашкистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.
Словесные методы: создают у воспитанников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у воспитанников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений;
2. Игровой метод;
3. Соревновательный;
4. Метод круговой тренировки.
Результаты:
развитие логического мышления дошкольника;
развитие и совершенствование интеллекта ребёнка;
формирование спортивного характера и интереса к игре;
формирование усидчивости и целенаправленности (доведение начатого дела до конца);
умение находить способы решения в сложных ситуациях;
овладение шашечными терминами (жертва, размен, вилка и т. д.)
разработать методические рекомендации по теме развития логического мышления детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образования, включающие перспективный план, диагностика, конспекты упражнения игр на логическое мышление могут быть использованы воспитателями, педагогами дополнительного образования, преподавателями среднего учебного заведения, а так же в системе повышение квалификации работников в ДОУ.
Работая над темой «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте. Разработанный мной перспективный план по развитию логического мышления, дает положительную динамику.
Соревнования по шашкам среди дошкольников проводится ежегодно и в основном весной. И наши воспитанники стали активными участниками соревнований по шашкам и занимают призовые места среди своих сверсников.