Екатерина Морозова
Игра, как воспитывающий элемент культуры поведения детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач воспитания детей первой младшей группы- формирования у них предпосылок нравственного поведения и культурно- гигиенических навыков. Дети, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитания, владения различными навыками игры, в поведении и здесь они сталкиваются с новой, непривычной для них обстановкой, к которой вынуждены привыкать. Как показывает практика, каждый ребенок по своему привыкает к новой обстановке. Значительное внимание при этом необходимо уделять индивидуальному подходу к каждому ребенку. При этом для педагога очень важно добиваться доверия ребенка, что достигается лишь при непосредственном общении воспитателя с ребенком. Дети младшей группы особенно испытывают потребность в постоянных контактах со взрослыми. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников т. е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно прививать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия самообслуживания. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умения преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца- все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя первой младшей группы. По мере овладения новыми навыками детям хочется неоднократно их повторять и малыши превращают эти действия в игры. Например. Дети собираются га прогулку, они одеваются, а Андрей даже не приступил к одеванию, разбросал свои вещи, ему совершенно не интересно одеваться и он мешает другим детям. В таких случаях мы не стремимся заставлять Андрея одеваться. Принуждение не всегда дает положительные результаты. Нужно заинтересовать ребенка. Поэтому мы, начиная помогать ребенку вносим в это элементы игры. Мы говорим ему: " Андрей, твои ножки как будто зайчики, давай их спрячем от лисы в норки". Андрей заинтересовался и спрашивает:" А где норки? " Мы говорим, что норками являются его брюки и обувь. Как правило, в таких случаях, дети сами начинают одеваться, увлекшись игрой в прятки. Для обучения детей умению быстро и правильно одеваться используем в играх куклы. Дети сами одевают кукол, подбирая одежду в зависимости от предполагаемой погоды на улице. В своей практике я часто использую такие игры, как " В гостях у Мишки", " Кукла Катя у нас в гостях", " Каждой вещи свое место", " Мы убираем игрушки" и т. д. Все эти игры учат детей вежливости, хорошему тону, умению вести себя правильно при общении с другими, вырабатывают у них бережное отношение ко всему окружающему. В ходе игр воспитатель может целенаправленно воздействовать на те или иные элементы игры, которые особенно важны для детей. В такие действия как одевание, причесывание, мытье рук, уборка игрушек и т. д. можно вносить дух состязательности, который не оставляет ребенка равнодушным к своему положению по отношению с другими детьми. Настя, которая боится мыть руки, подойдя к умывальнику не решается подставить свои руки под струю воды, воспитатель, заметив это, помог Насте сделать шаг к раковине, показал и помог вымыть руки, после этого похвалил и обращает внимание остальных детей на чистые руки Насти. " Дети, посмотрите, как быстро и чисто вымыла свои руки Настя, теперь покажи, как ты умеешь их вытирать и т. п. Подобные действия воспитателя не должны базироваться на принуждении. Необходимо стремиться к игровой форме, к естественности в поведении и ребенок ни в коей мере не должен испытывать себя в неловком положении. Игры проводимые с детьми должны вызывать у детей заинтересованность, поэтому я стараюсь использовать в играх, наряду с игрушками, предметы повседневного обихода, такие как расчески, посуда, столовые приборы и т. д. Воспитателю важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняются его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно использует различные жизненные ситуации, поощряет положительно- эмоциональное отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации как выявления уровня нравственного развития, так и для формирования опыта доброжелательных проявлений, которые охватили бы самые различные стороны жизни детей - игровую, трудовую, учебную. Каждый воспитатель, работая с детьми. должен помнить слова великого педагога Я. А. Коменского : " Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитал в себя в юном возрасте. "