зезикова марина
Игра как средство общения дощкольников
Занимаясь темой: «Игра как средство общения дошкольников» я изучила литературу и пришла к выводу:
В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.
Публикация «Игра как средство общения дощкольников» размещена в разделах
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств. Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким образом, игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
В игре дети должны обговаривать свои действия, момент принятия той или иной роли, обговаривать события. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером – лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Игры способствуют реализации творческих сил, духовных потребностей, эмоциональному раскрепощению ребёнка и повышению его самооценки.
Игра - это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.
Интересная и содержательная деятельность детей обеспечивается при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций.
Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся с точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Театрализованные игры-у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею»-все это удивляет и привлекает., игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, формированию познавательного воображения и нравственного развития. Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью детском саду я используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)
Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.
Предметно - развивающая среда также соответствовала данному направлению.
В процессе работы были дополнены игровые уголки:
• «Магазин»
• «Больница»
• «Уголок природы»
• «Театральный»
• «Парикмахерская»
• «Кухня».
Которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. От того, как сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.