Елена Завьялова
Игра как средство детского общения и формирования коммуникативных умений
▼ Скачать
Статья
Тема: «Игра как средство детского общения и формирования коммуникативных умений»
Ключевым показателем полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Общительность, умение налаживать контакт с окружающими – важная составляющая самореализации ребёнка, его успешности в разных видах деятельности. Формирование этой способности необходимое условие нормального развития ребёнка – дошкольника.
Публикация «Игра как средство детского общения и формирования коммуникативных умений» размещена в разделах
Все мы знаем, что телевизор и телефон, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Ребята, испытывают серьёзные затруднения в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Дети не умеют общаться друг с другом, наблюдается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, безразличие к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и навыки.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей важное место занимает игра. Игра – ведущий вид деятельности детей. Это значит, что самые важные изменения в психике ребёнка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребёнок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения рёбенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.
По мнению Д. Б. Эльконина «детская игра – это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, и, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств общения, физического, умственного и нравственного воспитания детей».
Игра, наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Роль педагога в детской игре понимается следующим образом:
- создать условия для игры;
- оказать помощь, но не жёсткое руководство;
- опосредованно обучать всем ходом воспитательной работы накоплению содержания игр и игровых умений.
Итак, играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.
У дошкольника бурно развито воображение, и игра ему необходима, чтобы придумывать, представлять. Так, любой реальный предмет у ребёнка может превращаться в игровой, т. е. такой, который служит в игровых замыслах.
Таким образом, игра может многое рассказать о ребёнке. Как считают детские психологи, в какой-то мере это метод диагностирования, позволяющий сделать вывод об эмоциональном благополучии и неблагополучии ребёнка, об уровне развития его мышления и речи, о самооценке, об отношениях со сверстниками.
Игра – это большой мир, где ребёнок может воплотить свои мечты, фантазии и переживания. Игры бывают:
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- подвижные,
- дидактические.
Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и строится на представлении ребёнка о жизни взрослых.
Эльконин Д. Б., рассмотрев структуру сюжетно – ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях.
Сюжетосложение зависит от возраста детей и их житейских умений, уровня развития игровой деятельности и личного опыта. Игры детей должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающими чувства и мысли. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действия людей, но и их доброе и заботливое отношение друг к другу, взаимопомощь. Содержание игры, роль определяют их поведение, отношение друг к другу в игре. Игра очень важна для формирования реальных взаимоотношений детей. В игре, как во всякой творческой, коллективной деятельности происходит столкновение характеров, замыслов. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечен своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения наблюдают. Если же он равнодушен к игре, то наблюдается другая картина. Только та игра, которая захватывает ребёнка мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может заставить его подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки.
Подвижные игры – активная, эмоционально окрашенная деятельность рёбенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического развития детей. Они дают возможность упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле, вызывают положительные эмоции. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют главную роль: ими определяется ход игры, последовательность действий, поведение каждого ребёнка, взаимоотношение в игре.
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животный мир.
Чем содержательнее игровое действие, тем активнее действует ребёнок. Это даёт возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей. В процессе игры появляется возможность проявления инициативы каждым ребёнком для достижения поставленной цели.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об уникальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи рёбенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Игра сопровождает всю жизнь ребёнка, способствует физическому и духовному здоровью, является методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей личности, всестороннего развития ребёнка.
МАУ ДО «Детский сад Тополёк» п. Демьянка
Завьялова Е. Н., воспитатель первой категории