Алена Фирсова Сычевник
Игра как метод диагностики и коррекции в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, коллеги!
Слайд 1
Игра занимает важное место в жизни дошкольников, она необходима для их полноценного физического и психического развития. В ходе игры формируется его активная жизненная позиция, расширяется круг общения, развивается воображение, фантазия и творческие способности, происходит его социализация. Кроме того, игра может использоваться, как метод психотерапевтического воздействия на детей и лежит в основе игровой терапии (по определению Маргариты Чистяковой). О необходимости внедрения игротерапии в образовательную деятельность нашего учреждения, мы задумались тогда, когда в детский сад стали поступать дети с особыми возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра. В связи с этим, особенно возросла потребность в формировании единой стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для всех участников образовательного процесса (воспитателя, родителей, ребенка)
Публикация «Игра как метод диагностики и коррекции в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Слайд 2
Особое место в этой стратегии мы отвели игровым методам.
Слайд 3
Игротерапия позволяет не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дает возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Слайд 4
Особенно важным этот метод оказывается в работе с теми детьми, которые отличаются скованностью, психологической закрытостью к детям и взрослым, неразвернутыми формами вербального общения, нарушениями эмоционально-волевой и двигательной сфер (в том числе с детьми с РАС). Так же мы столкнулись в последнее время с особой категорией детей: при высоком интеллекте и образовательном уровне, дети не принимают правил социума, не умеют контролировать свои эмоции и самоорганизовываться. С такими детьми нам тоже помогают методы игротерапии.
Слайд 5
Для диагностики и коррекции отношения ребенка к себе и другим, для повышения самооценки,
Слайд 6
и коррекции способов общения с другими людьми применяется две формы игротерапии: недирективная и директивная. Они отличаются по функциям и роли взрослого наставника (воспитателя, родителя)
Слайд 7
Недирективная игротерапия – спонтанная, групповая игра, применяется на первом (диагностическом) этапе. Она лишена жесткой педагогической организации со стороны взрослых и позволяет выявить проблемы развития, эмоциональные травмы ребенка, нарушение детско-родительских отношений, а также достигнуть эмоциональной устойчивости и скорректировать отношения в системе «ребенок-взрослый».
Слайд 8
Основное место на втором этапе игровой коррекции личности ребенка отводится директивной (управляемой) игре. На слайде представлены методы игротерапии, которые позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме, изобразительной, музыкальной и хореографической деятельности, познать себя и свои особенности.
Особое место среди методов игротерапии мы уделяем приемам телесно-ориентированной психотехники, об этом вам расскажет педагог-психолог Давыдович Ксения Ивановна.
Слайд 9
Слайды 10,11,12,13
Какова же роль взрослого в игровом взаимодействии? Вы видите на слайде каким образом мы распределили функции взрослых участников игротерапии. Для них задача процесса формируется в зависимости от проблемы ребенка.
Взрослому наставнику следует выяснить, насколько участники игрового процесса реализуют взятые на себя роли, содержащие определенные правила. Кроме того, взрослый обязан заметить, формируется ли произвольное поведение и новые личностные ценности детей, оказывают ли игровые отношения влияние на коррекцию навыков и проблем ребенка. Особый интерес представляют поведенческие проявления детей в момент переживания удач или неудач и различных страхов. Все результаты наблюдений вносятся в диагностические листы, фиксируется динамика или ее отсутствие и производится корректировка в работе с ребенком.
Слайд 14
Наш опыт показал, что игротерапевтические методы эффективны, если в работе с детьми с ОВЗ применяется комплексный подход.
Слайд 15
Мы в своей работе придерживаемся следующих принципов, вы видите их на слайде. И уже по собственному опыту знаем, что любое рассогласование внутри структуры приводит к неэффективности усилий специалистов.
Каждый участник воспитательно-образовательного процесса с участием ребенка с ОВЗ знает алгоритм действий, прописанный в АОП. Каждый специалист выполняет свой блок работы, направленный на достижение единой цели. Поэтому, в своей деятельности мы используем следующие игровые технологии:
Слайд 16
Игротерапевтический аттракцион реализуется в рамках деятельности театральной студии, основные принципы этой технологии представлены на слайде
Слайд 17
Слайд 18
Реализация игрового аттракциона проходит в рамках комплексно-тематического планирования и завершается итоговым мероприятием, во время проведения которого все участники процесса демонстрируют свои достижения.
Слайд 19
О таком методе работы с ребенком с РАС, как Флортайм, мы узнали из материалов вебинара Елены Гомозовой.
Слайд 20
Этот метод предлагает комплексную оценку уровня развития ребенка и позволяет раскрыть его потенциал за счет своевременной поддержки или раннего вмешательства.
Слайд 21
Особая роль здесь отводится выстраиванию взаимоотношений между всеми участниками программы. Этот метод может использоваться для коррекции любых трудностей в развитии ребенка, но особую популярность он получил в работе с детьми с РАС. Цель этого метода – не столько устранение внешних нежелательных симптомов поведения, сколько создание фундамента для раскрытия и развития социального, эмоционального и интеллектуального потенциалов.
Слайд 22
Ключевая роль в данном методе отводится эмоциям и естественным интересам ребенка.
Слайд 23
На этих слайдах вы видите элементы групповых занятий с детьми с ОВЗ (тяжелое нарушение развития речи, моторная алалия, задержка психического развития и РАС). В двигательной групповой деятельности используются приемы Флортайм, в зависимости от интереса участников игры, меняются ее структура, правила и предметы, используемые в игре. В этой деятельности так же важен комплексный (командный) подход специалистов. Психолог, присутствуя на занятии, отмечает особенности поведения, а затем в работе с ребенком усиливает его ресурс или гасит негативные проявления.
Слайд 24
На этом слайде – индивидуальная работа с аутичным ребенком с использованием стереотипных игр по методу Флортайм.
Уже пройден первый этап – установление контакта и стереотипная игра (в данном случае, деревянный конструктор) применяется как элемент образовательной деятельности. В основе этого приема – наличие комфорта для ребенка и положительные эмоции. ( Строим из любимого конструктора башню и сравниваем: «Выше», «Ниже», считаем количество кубиков, проговариваем действия).
Слайды 25, 26
Ребенок начинает игру самостоятельно, взрослый наблюдает и очень тактично подключается к игре. Только после того, как ребенок привыкнет к вашему присутствию и примет Вас, можно организовывать взаимодействие с ним. Использовать в данной методике можно любые, но самое главное, любимые предметы и игрушки ребенка.
Слайд 27
Составляющая успеха в реализации данного метода – правильная, корректная оценка ресурса ребенка и полное погружение в процесс всех взрослых участников, с четким пониманием необходимости единого подхода к ребенку. В работе с нашим аутичным ребенком за 2 года мы достигли вот таких результатов.
Слайд 28
На следующем слайде цели и задачи, которые мы планируем достичь при выпуске ребенка из ДОУ.
Слайд 29
Работа, которую предстоит выполнить для более эффективной коррекции нарушений у детей с ОВЗ может быть успешно осуществлена только при условии постоянного повышения профессиональной квалификации педагогов и специалистов в этом направлении. Мы тесно сотрудничаем с Международным институтом аутизма, созданным на базе педагогического университета имени Астафьева и с Клиникой современных коррекционных технологий. 4 специалиста нашего учреждения прошли курс обучения и получили сертификаты Международного образца по работе с нарушениями поведения у дошкольников. Для всех педагогов и специалистов учреждения на базе нашего детского сада был организован семинар по сопровождению детей с нарушениями интеллектуальной сферы. С 22 по 24 ноября этого года, заведующий и заместитель заведующего нашего сада представят опыт нашей работы на Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с РАС» в Москве. Мы готовы делиться своим опытом, на слайде вы видите наши контакты.
Слайд 30
В завершении хочу сказать: готовых рецептов работы с детьми с ОВЗ нет. Замечательные приемы, которые при работе с одним ребенком дают результат, в другом случае могут иметь обратный эффект. Нужно постоянно искать и пробовать, но в одном мы уверены твердо, игра – главный ключ к душе ребенка. Грамотно используя игровые методы можно негативный опыт ребенка трансформировать в позитивный.
Завершить свой доклад я хочу словами Антона Семеновича Макаренко.
«Есть еще один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело»