Мария Комлева
Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС
▼ Скачать + Заказать документы
"Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС"
История и идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон
Система альтернативной коммуникации Макатон была разработана в Великобритании в 70-х годах ХХ в. логопедом и дефектологом Маргарет Уокер.
В 1968 году Маргарет Уокер начала работать логопедом в психиатрической больнице для взрослых и детей. Маргарет обнаружила, что среди 1100 пациентов больницы у 60% наблюдаются сильные проблемы с коммуникацией, а половина пациентов полностью или частично лишена речи.
Публикация «Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Среди других расстройств также присутствовали нарушение слуха, зрения, наблюдалась физическая инвалидность, расстроийстов аутистического спектра.
Маргарет решила разработать систему коммуникации с больными, она начала записывать их разговоры во время консультаций и в бытовой обстановке. Наиболее часто используемые слова Маргарет распределяла по уровням, начиная с самых основных понятий, связанных с базовыми потребностями: «есть», «пить», «спать», «дом», «я», «ты», «папа», «мама», заканчивая глаголами, выражающими чувства. Если обычный человек использует в своей повседневной речи около 1500 слов, то люди с коммуникативными расстройствами это число используют в разе меньше. В результате Маргарет создала основной словарь Макатон, в котрый вошли 350 понятий, необходимые в первую очередь для выражения своих ежедневных потребностей.
Многие больные не могли воспринимать информацию на слух, а к тому же удерживать её в памяти. Для решения этой проблемы Маргарет решила сопровождать свою речь при общении с пациентами жестами, ряд из которых она позаимствовала из Британского жестового языка, который ей доводилось применять ещё студенткой, работая в школе для глухих.
В 1972 году Маргарет выявляла, могут лм больны понять язык, представляющий из себя жесты, сопровождаемые речью, и какого им, при использовании его на постоянной основе. В итоге группа, с которой работала Маргарет, за это время научилась распознавать от 60 до 90% используемых жестов. К тому же некоторые пациенты начали самостоятельно использовать жесты и даже применять речь.
Вскоре Маргарет решила проделать ту же работу с детьми возрастом от 3-х до 7-ми лет, которые имели те же отклонения, что и её пациенты, однако проживали дома и не были отделены от общества. Результаты вновь оказались положительными: люди с различными коммуникативными расстройствами в состоянии различать, запоминать и в дальнейшем использовать жесты, сопровождаемые речью. Однако в случае с детьми число используемых понятий было расширено до 400. Добавлялись слова, связанные с коммуникацией внутри общества, необходимости в которых не было в пределах одной больницы.
После успешной проверки на практике сочетания речи и жестикулирования в общении с людьми с различными нарушениями, Маргарет со своими коллегами создали полноценный словарь Макатон. Само название - это аббревиатура, где «Ма» — это Маргарет, «ка» — Кэти (Kathy) и «тон» — Тони. Кэти Джонстон (Kathy Johnston) и Тони Корнфорт (Tony Cornforth) - коллеги Маргарет, члены Британской ассоциации глухих и немых (сейчас Британская ассоциация глухих, The British Deaf Association (BDA).
Основные положения системы альтернативной коммуникации Макатон
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться. Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер). Альтернативная коммуникация означает, что человек может общаться с собеседником и без использования речи.
Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли и чувства с помощью символов и жестов.
Макатон —уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Это программа, применяется как системный мультимодальный подход к обучению коммуникации и речи, и как источник высокофункционального лексикона для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
Данная программа учит детей устанавливать эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать их, сообщать о своих потребностях и желаниях. Используемая жестикуляция позволяет стимулировать определенные речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.
В своей деятельности Макатоном могут пользоваться воспитатели, учителя, логопеды, психологи и другие специалисты. В настоящее время в России, Макатон не пользуется большой популярностью, хотя им активно интересуются многие родители детей с проблемами общения и нарушениями речи.
Основные положения системы альтернативной коммуникации Макатон:
Основные характеристики системы:
• фундаментальные отличия от национальных жестовых языков данной страны;
• совместное использование жестов, картинок-символов и звучащей речи;
• «основной» и «вспомогательный» словари понятий, организованные по ступеням и темам;
• два подхода к формированию навыков коммуникации и речи: развивающий (обучение) и функциональный (общение).
Полная версия языковой программы «Макатон» включает в себя два словаря:
• Основной словарь является фундаментом программы. В него входят наиболее важные и частотные понятия, распределённые по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу в рамках обучения по программе «Макатон»;
• Ресурсный словарь, состоящий из огромного множества понятий, распределённых по самым разнообразным темам (музыка, огородничество, досуг, школьные предметы и пр.). Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря с тем, чтобы расширить свой жизненный опыт.
Ресурсный словарь всегда используется вместе с понятиями из основного. Каждому понятию в словаре программы соответствует символ и жест.
Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т. д.). Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –дополнительный.
Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан.
Основной словарь создан на основе нескольких принципов:
- ограничение количества слов, использование ключевых понятий, характеризующихся высокой функциональностью.
- организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности.
- персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека.
- одновременное использование речи, жестов и символов.
Жесты и символы обеспечивают зрительное сопровождение речи, что улучшает понимание и облегчает общение.
Важной частью программы являются символы. Они могут использоваться в сочетании с жестами и речью или только с речью. Как и жест, символ формирует пиктографический образ понятия.
Символы «Макатон» можно использовать на разных уровнях:
• на уровне ключевых слов (key words, когда символами подкрепляются только те слова, которые наиболее важны для понимания смысла фразы;
• на грамматическом уровне, когда символами обозначаются все члены предложения, включая второстепенные, а также падежные и родовые окончания и т. д., что необходимо в некоторых случаях при подготовке к обучению чтению и письму;
• на функциональном уровне, когда один символ представляет целое предложение
Опыты и исследования свидетельствуют о том, что использование языковой программы Макатон стимулирует развитие речи, увеличивает зрительный контакт, улучшает, внимание, общительность, понимание, выразительность речи и вокализацию. Есть также сведения о снижении проблемного поведения, преодолении агрессии и самоагрессии.
Система Макатон применяется примерно в 80 странах и имеет следующие достоинства:
1. Система Макатон - это единственная альтернативная коммуникационная система, которая разделена на «развивающие уровни». Макатон предоставляет определенный словарь, построенный на уровнях с возрастающей сложностью.
2. Система Макатон - это контролируемый метод обучения. Приоритеты
в развитии общения определяет словарь, он же предлагает руководство попланированию и оцениванию успехов. Уровни предлагают реалистическое иэкономное ограничение в словарных инструкциях, расположенных в определенной последовательности для детей с ограниченными возможностями.
3. Диапазон словаря и изучаемые понятия тщательно отбирается с учетом
их значимости для человека и частоты повседневного употребления, а такжевозможности их использования для соединения и составления предложений в2-3 слова и длиннее. Эта особенность присутствует с самого первого уровня и на протяжении всего словаря.
4. Не требуются предварительные тренировки и длительное накопление
словаря.
Структурирование системы позволяет начинать общение уже на этапе овладения словами/знаками первого уровня.
5. Словарь Макатон может служить руководством по выбору словаря при
использовании других альтернативных систем коммуникации для людей с тяжелыми нарушениями общения.
6. Символы, картинки и другие альтернативные системы общения обычно полагаются на решение учителя/терапевта при выборе словаря, который должен быть изучен.
7. Система Макатон дает возможность создания индивидуального вокабуляра в зависимости от особенностей нарушения, возраста опыта и т. п.
8. Языку Макатон можно обучать в любом возрасте, начиная с младенческого.
9. Система предлагает исключительную возможность для сбора данных о языковом развитии людей с тяжелыми нарушениями общения.
Система коррекции РАС с помощью системы альтернативной коммуникации Макатон
Работа с аутичным ребенком требует особого специфического подхода: построение коррекционного занятия с аутистом будет отличаться от занятий с детьми, имеющими иные нарушения развития.
Первой базовой задачей учителя является –установление контакта с ребенком-аутистом.
Эмоциональный контакт с аутичным ребенком гарантировано устанавливается при условии учета доступных ему параметров организации общения: дистанции, продолжительности, ритма, интенсивности и формы, сенсорной и тактильной модальности.
Первые стабильные контакты возникают на основе присоединения учителя к занимающим ребенка приятным впечатлениям, ощущениям, разделения с ним и усиления привычного ему удовольствия, эмоциональной реакции. У ребенка с РАС психическое развитие не просто нарушено, оно искажено и развитие реальных взаимоотношений с окружающими замещается стереотипной аутостимуляцией.
Правильное понимание специфики проблем такого ребенка позволит выстроить правильную грамотную стратегию на нормализацию его аффективного развития, т. е. вовлечение ребенка в развитие реальных активных отношений с ближайшим окружением. Одним из эффективных приемов является включение в образовательную деятельность игрового момента, создание игровой ситуации.
Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, но не видит, слышит, но не слушает. Именно благодаря игровой деятельности педагог, учитывая индивидуальные особенности и уровень имеющихся знаний ребенка, может сосредоточить внимание ребенка, показать и помочь ему увидеть, объяснить и обучить, также сформировать и закрепить умения и навыки.
Деятельность педагога должна быть четко направлена на стимулирование интереса, самостоятельности и вовлечение в процесс сотрудничества с учителем.
Использование игры на занятии является базовым средством, содержащим в себе реальные возможности стимулирования познавательного интереса ребенка, активного деятельного отношения к обучению, а также для снижения физических нагрузок.
Важным направлением в коррекционно – развивающей работе с детьми с РАС является формирование их коммуникативных навыков. Такие дети имеют особенности развития коммуникативной сферы. Многие полагают, что это обусловлено, полным отсутствием интереса к внешнему миру, но это ошибочное мнение. Дети, страдающие аутизмом, не чувствуют окружающую обстановку и затрудняются в установлении визуального контакта. В силу этого, может показаться, что у них отсутствует интерес к какому-либо общению.
Способность к коммуникации (вербальной или невербальной) у детей с РАС является одним из ключевых дефицитов, и у каждого из них есть своя специфика в развитии коммуникативной сферы. Это объясняется целым рядом причин и факторов, влияющих на восприятие такими детьми окружающего их мира. Наиболее часто встречающиеся причины нарушения коммуникации у детей с РАС связаны с полным или частичным отсутствием понимания речи, трудностями в экспрессивной коммуникации – ребенку трудно начать диалог, подобрать слова. Некоторые слова и фразы произносятся не для вступления в диалог, а являются повтором ранее услышанных фраз (например, из любимых мультфильмов). Отсутствие совместного внимания.
На сегодняшний день разработано множество различных методов, форм и приемов коррекционной работы, по обучению практическим навыкам коммуникации детей с РАС.
В основе выбора метода работы по развитию коммуникации у детей с РАС лежит диагностический компонент. Большое значение имеет оценка базового уровня сформированности навыков социального взаимодействия у детей с РАС и причины их отсутствия или нарушения.
Этапы работы: подготовительный, коррекционный, заключительный.
На подготовительном этапе проводится обследование ребёнка с РАС, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребёнка.
На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.
На данном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.
Направления работы коррекционного этапа:
1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Задачи:
• Расширение коммуникации с окружающими
• Формирование представления о невербальных средствах коммуникации
• Развитие невербальных компонентов коммуникативной деятельности
Приёмы:
• Развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и т. д.)
• Выполнение определенного ряда действий по невербальной инструкции
• Обучение четким ответам, утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы
• Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т. д.);
• Развитие мимики и жеста,
• Обучение выполнению имитирующих движений
• Развитие понимания и использование символов, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей.
2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Задачи:
• Развитие мелкой моторики, чёткой артикуляционной кинестезии, тактильной памяти
• Формирование представлений о схемах лица и тела
• Развитие подвижности речевой мускулатуры
• Обучение восприятию артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно – кинестетических ощущений
Приёмы:
• массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
• пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
• активизация пассивных и активных движений рук;
• артикуляционная и мимическая гимнастика.
3. Развитие импрeссивной и экспрессивной речи.
Задачи:
• Развитие понимания ситуативной и бытовой речи
• Формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.
Приёмы:
• узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные, люди);
• показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям, различающимся по признакам;
• автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);
• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;
• побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
• активизация потребности в речевых высказываниях;
• развитие речевого подражания.
На заключительном этапе после проведённой коррекционной работы осуществляется диагностика навыков и коммуникативных способностей. В процессе таких занятий у ребенка повышается речевая активность, он становится открытым для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания.
Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящим, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение обучающегося с ОВЗ позволит улучшить его социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.