Папки-передвижки

Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС

Мария Комлева
Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС
▼ Скачать + Заказать документы

"Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС"

История и идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон

Система альтернативной коммуникации Макатон была разработана в Великобритании в 70-х годах ХХ в. логопедом и дефектологом Маргарет Уокер.

В 1968 году Маргарет Уокер начала работать логопедом в психиатрической больнице для взрослых и детей. Маргарет обнаружила, что среди 1100 пациентов больницы у 60% наблюдаются сильные проблемы с коммуникацией, а половина пациентов полностью или частично лишена речи.

Публикация «Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС» размещена в разделах

Среди других расстройств также присутствовали нарушение слуха, зрения, наблюдалась физическая инвалидность, расстроийстов аутистического спектра.

Маргарет решила разработать систему коммуникации с больными, она начала записывать их разговоры во время консультаций и в бытовой обстановке. Наиболее часто используемые слова Маргарет распределяла по уровням, начиная с самых основных понятий, связанных с базовыми потребностями: «есть», «пить», «спать», «дом», «я», «ты», «папа», «мама», заканчивая глаголами, выражающими чувства. Если обычный человек использует в своей повседневной речи около 1500 слов, то люди с коммуникативными расстройствами это число используют в разе меньше. В результате Маргарет создала основной словарь Макатон, в котрый вошли 350 понятий, необходимые в первую очередь для выражения своих ежедневных потребностей.

Многие больные не могли воспринимать информацию на слух, а к тому же удерживать её в памяти. Для решения этой проблемы Маргарет решила сопровождать свою речь при общении с пациентами жестами, ряд из которых она позаимствовала из Британского жестового языка, который ей доводилось применять ещё студенткой, работая в школе для глухих.

В 1972 году Маргарет выявляла, могут лм больны понять язык, представляющий из себя жесты, сопровождаемые речью, и какого им, при использовании его на постоянной основе. В итоге группа, с которой работала Маргарет, за это время научилась распознавать от 60 до 90% используемых жестов. К тому же некоторые пациенты начали самостоятельно использовать жесты и даже применять речь.

Вскоре Маргарет решила проделать ту же работу с детьми возрастом от 3-х до 7-ми лет, которые имели те же отклонения, что и её пациенты, однако проживали дома и не были отделены от общества. Результаты вновь оказались положительными: люди с различными коммуникативными расстройствами в состоянии различать, запоминать и в дальнейшем использовать жесты, сопровождаемые речью. Однако в случае с детьми число используемых понятий было расширено до 400. Добавлялись слова, связанные с коммуникацией внутри общества, необходимости в которых не было в пределах одной больницы.

После успешной проверки на практике сочетания речи и жестикулирования в общении с людьми с различными нарушениями, Маргарет со своими коллегами создали полноценный словарь Макатон. Само название - это аббревиатура, где «Ма» — это Маргарет, «ка» — Кэти (Kathy) и «тон» — Тони. Кэти Джонстон (Kathy Johnston) и Тони Корнфорт (Tony Cornforth) - коллеги Маргарет, члены Британской ассоциации глухих и немых (сейчас Британская ассоциация глухих, The British Deaf Association (BDA).

Основные положения системы альтернативной коммуникации Макатон

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться. Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер). Альтернативная коммуникация означает, что человек может общаться с собеседником и без использования речи.

Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли и чувства с помощью символов и жестов.

Макатон —уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Это программа, применяется как системный мультимодальный подход к обучению коммуникации и речи, и как источник высокофункционального лексикона для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует.

Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

Данная программа учит детей устанавливать эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать их, сообщать о своих потребностях и желаниях. Используемая жестикуляция позволяет стимулировать определенные речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.

В своей деятельности Макатоном могут пользоваться воспитатели, учителя, логопеды, психологи и другие специалисты. В настоящее время в России, Макатон не пользуется большой популярностью, хотя им активно интересуются многие родители детей с проблемами общения и нарушениями речи.

Основные положения системы альтернативной коммуникации Макатон:

Основные характеристики системы:

• фундаментальные отличия от национальных жестовых языков данной страны;

• совместное использование жестов, картинок-символов и звучащей речи;

• «основной» и «вспомогательный» словари понятий, организованные по ступеням и темам;

• два подхода к формированию навыков коммуникации и речи: развивающий (обучение) и функциональный (общение).

Полная версия языковой программы «Макатон» включает в себя два словаря:

• Основной словарь является фундаментом программы. В него входят наиболее важные и частотные понятия, распределённые по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу в рамках обучения по программе «Макатон»;

• Ресурсный словарь, состоящий из огромного множества понятий, распределённых по самым разнообразным темам (музыка, огородничество, досуг, школьные предметы и пр.). Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря с тем, чтобы расширить свой жизненный опыт.

Ресурсный словарь всегда используется вместе с понятиями из основного. Каждому понятию в словаре программы соответствует символ и жест.

Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т. д.). Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –дополнительный.

Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан.

Основной словарь создан на основе нескольких принципов:

- ограничение количества слов, использование ключевых понятий, характеризующихся высокой функциональностью.

- организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности.

- персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека.

- одновременное использование речи, жестов и символов.

Жесты и символы обеспечивают зрительное сопровождение речи, что улучшает понимание и облегчает общение.

Важной частью программы являются символы. Они могут использоваться в сочетании с жестами и речью или только с речью. Как и жест, символ формирует пиктографический образ понятия.

Символы «Макатон» можно использовать на разных уровнях:

• на уровне ключевых слов (key words, когда символами подкрепляются только те слова, которые наиболее важны для понимания смысла фразы;

• на грамматическом уровне, когда символами обозначаются все члены предложения, включая второстепенные, а также падежные и родовые окончания и т. д., что необходимо в некоторых случаях при подготовке к обучению чтению и письму;

• на функциональном уровне, когда один символ представляет целое предложение

Опыты и исследования свидетельствуют о том, что использование языковой программы Макатон стимулирует развитие речи, увеличивает зрительный контакт, улучшает, внимание, общительность, понимание, выразительность речи и вокализацию. Есть также сведения о снижении проблемного поведения, преодолении агрессии и самоагрессии.

Система Макатон применяется примерно в 80 странах и имеет следующие достоинства:

1. Система Макатон - это единственная альтернативная коммуникационная система, которая разделена на «развивающие уровни». Макатон предоставляет определенный словарь, построенный на уровнях с возрастающей сложностью.

2. Система Макатон - это контролируемый метод обучения. Приоритеты

в развитии общения определяет словарь, он же предлагает руководство попланированию и оцениванию успехов. Уровни предлагают реалистическое иэкономное ограничение в словарных инструкциях, расположенных в определенной последовательности для детей с ограниченными возможностями.

3. Диапазон словаря и изучаемые понятия тщательно отбирается с учетом

их значимости для человека и частоты повседневного употребления, а такжевозможности их использования для соединения и составления предложений в2-3 слова и длиннее. Эта особенность присутствует с самого первого уровня и на протяжении всего словаря.

4. Не требуются предварительные тренировки и длительное накопление

словаря.

Структурирование системы позволяет начинать общение уже на этапе овладения словами/знаками первого уровня.

5. Словарь Макатон может служить руководством по выбору словаря при

использовании других альтернативных систем коммуникации для людей с тяжелыми нарушениями общения.

6. Символы, картинки и другие альтернативные системы общения обычно полагаются на решение учителя/терапевта при выборе словаря, который должен быть изучен.

7. Система Макатон дает возможность создания индивидуального вокабуляра в зависимости от особенностей нарушения, возраста опыта и т. п.

8. Языку Макатон можно обучать в любом возрасте, начиная с младенческого.

9. Система предлагает исключительную возможность для сбора данных о языковом развитии людей с тяжелыми нарушениями общения.

Система коррекции РАС с помощью системы альтернативной коммуникации Макатон

Работа с аутичным ребенком требует особого специфического подхода: построение коррекционного занятия с аутистом будет отличаться от занятий с детьми, имеющими иные нарушения развития.

Первой базовой задачей учителя является –установление контакта с ребенком-аутистом.

Эмоциональный контакт с аутичным ребенком гарантировано устанавливается при условии учета доступных ему параметров организации общения: дистанции, продолжительности, ритма, интенсивности и формы, сенсорной и тактильной модальности.

Первые стабильные контакты возникают на основе присоединения учителя к занимающим ребенка приятным впечатлениям, ощущениям, разделения с ним и усиления привычного ему удовольствия, эмоциональной реакции. У ребенка с РАС психическое развитие не просто нарушено, оно искажено и развитие реальных взаимоотношений с окружающими замещается стереотипной аутостимуляцией.

Правильное понимание специфики проблем такого ребенка позволит выстроить правильную грамотную стратегию на нормализацию его аффективного развития, т. е. вовлечение ребенка в развитие реальных активных отношений с ближайшим окружением. Одним из эффективных приемов является включение в образовательную деятельность игрового момента, создание игровой ситуации.

Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, но не видит, слышит, но не слушает. Именно благодаря игровой деятельности педагог, учитывая индивидуальные особенности и уровень имеющихся знаний ребенка, может сосредоточить внимание ребенка, показать и помочь ему увидеть, объяснить и обучить, также сформировать и закрепить умения и навыки.

Деятельность педагога должна быть четко направлена на стимулирование интереса, самостоятельности и вовлечение в процесс сотрудничества с учителем.

Использование игры на занятии является базовым средством, содержащим в себе реальные возможности стимулирования познавательного интереса ребенка, активного деятельного отношения к обучению, а также для снижения физических нагрузок.

Важным направлением в коррекционно – развивающей работе с детьми с РАС является формирование их коммуникативных навыков. Такие дети имеют особенности развития коммуникативной сферы. Многие полагают, что это обусловлено, полным отсутствием интереса к внешнему миру, но это ошибочное мнение. Дети, страдающие аутизмом, не чувствуют окружающую обстановку и затрудняются в установлении визуального контакта. В силу этого, может показаться, что у них отсутствует интерес к какому-либо общению.

Способность к коммуникации (вербальной или невербальной) у детей с РАС является одним из ключевых дефицитов, и у каждого из них есть своя специфика в развитии коммуникативной сферы. Это объясняется целым рядом причин и факторов, влияющих на восприятие такими детьми окружающего их мира. Наиболее часто встречающиеся причины нарушения коммуникации у детей с РАС связаны с полным или частичным отсутствием понимания речи, трудностями в экспрессивной коммуникации – ребенку трудно начать диалог, подобрать слова. Некоторые слова и фразы произносятся не для вступления в диалог, а являются повтором ранее услышанных фраз (например, из любимых мультфильмов). Отсутствие совместного внимания.

На сегодняшний день разработано множество различных методов, форм и приемов коррекционной работы, по обучению практическим навыкам коммуникации детей с РАС.

В основе выбора метода работы по развитию коммуникации у детей с РАС лежит диагностический компонент. Большое значение имеет оценка базового уровня сформированности навыков социального взаимодействия у детей с РАС и причины их отсутствия или нарушения.

Этапы работы: подготовительный, коррекционный, заключительный.

На подготовительном этапе проводится обследование ребёнка с РАС, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребёнка.

На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.

На данном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Направления работы коррекционного этапа:

1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи:

• Расширение коммуникации с окружающими

• Формирование представления о невербальных средствах коммуникации

• Развитие невербальных компонентов коммуникативной деятельности

Приёмы:

• Развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и т. д.)

• Выполнение определенного ряда действий по невербальной инструкции

• Обучение четким ответам, утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы

• Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т. д.);

• Развитие мимики и жеста,

• Обучение выполнению имитирующих движений

• Развитие понимания и использование символов, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей.

2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:

• Развитие мелкой моторики, чёткой артикуляционной кинестезии, тактильной памяти

• Формирование представлений о схемах лица и тела

• Развитие подвижности речевой мускулатуры

• Обучение восприятию артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно – кинестетических ощущений

Приёмы:

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

• пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

• активизация пассивных и активных движений рук;

• артикуляционная и мимическая гимнастика.

3. Развитие импрeссивной и экспрессивной речи.

Задачи:

• Развитие понимания ситуативной и бытовой речи

• Формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Приёмы:

• узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные, люди);

• показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям, различающимся по признакам;

• автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);

• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;

• побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;

• активизация потребности в речевых высказываниях;

• развитие речевого подражания.

На заключительном этапе после проведённой коррекционной работы осуществляется диагностика навыков и коммуникативных способностей. В процессе таких занятий у ребенка повышается речевая активность, он становится открытым для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания.

Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящим, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.

Данное сопровождение обучающегося с ОВЗ позволит улучшить его социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.

Публикации по теме:

Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка».Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.

Идея создания декораций для оформления огорода на участке ДОУ по мотивам украинской народной сказки «Колосок»Идея создания декораций для оформления огорода на участке ДОУ по мотивам украинской народной сказки «Колосок» Одним из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников, соответственно.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы».НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы». НОД в старшей группе по коммуникации на тему "Зимние забавы". Программное содержание: 1. Учить детей видеть в картине все объекты и объединять.

План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса»План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.

План-конспект по коррекции бокового произношения [С] I подготовительный этап Артикуляционные гимнастики: «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка», «Лопаточка – Иголочка». Дыхательные.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 15:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Идея создания системы альтернативной коммуникации Макатон в коррекции РАС» (включая файлы) размещена пользователем Мария Комлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД