Ксения Пителина
Идеи, используемые при обучении дошкольников чтению, письму и счету
▼ Скачать + Заказать документы
«Идеи, используемые при обучении дощкольников чтению, письму и счету».
«Не начинайте учить детей рано,
важно это сделать вовремя»
Т. В Черниговская.
И как не согласиться с мнением великого специалиста в области когнитивных наук психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии.
Публикация «Идеи, используемые при обучении дошкольников чтению, письму и счету» размещена в разделах
Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно, прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь можно столкнуться с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.
Школьная программа построена таким образом, что ученик должен постоянно осваивать новое содержание, приобретать все новые и новые навыки, выработка которых зависит не от наличия уже существующих, а от уровня развития соответствующих способностей.
Что же делает способности таким важным инструментом освоения нового содержания? Ответ заключается в характере анализа различных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок. Анализ этих и других свойств не строится на умении читать или считать, которое целиком зависит от развития умственных способностей детей, составляющих основу интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Но одной интеллектуальной готовности недостаточно.
Если сравнить обучение в школе с игрой ребенка в детском саду, то можно обнаружить различия. Главное в игре – сама игра[6].Ребенок играет, потому что ему это нравится. В любой момент, как только ему станет скучно, он может прекратить игру. В школе ребенок учится не потому, что ему нравится, а потому, что он понимает важность обучения как социально значимого дела, которое не всегда должно быть интересным и его не всегда можно прекратить выполнять.
Если дошкольник не понимает важности обучения в школе, то он даже при наличии развитых умственных способностей будет испытывать трудности, ведь урок – это не только веселье и интерес, это еще и преодоление собственной ограниченности, умение сделать не то, что хочешь, а то, что нужно.
Понимание социальной значимости обучения в школе – та организующая основа, которая помогает ученику выполнить требуемое учителем задание. Наличие мотивации социальной значимости учебной деятельности является важным условием готовности к школе. Если такая мотивация не сформирована, то ребенок не будет выполнять домашние задания, и родителям придется прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы ребенок делал не то, что хочется, а то, что нужно.
Готовность к обучению к школе не сводится к умению читать, писать и считать. Сами эти умения являются вторичными по отношению к сложному комплексу качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе [2].
Я, как воспитатель, не против подготовить детей подготовительной группы к школе, но вопрос как? По какой программе? Где этот единый стандарт для всех, чтобы ребенок, придя в школу, не столкнулся с трудностями.
Единую программу обучения для «подготовишек» придумали пока только в Сингапуре, у нас воспитатели это делают, кто как может, как умеет, не опираясь на программу, которая будет отвечать потом требованиям школы. Но не лишним будет напомнить о целевых ориентирах, которые в наших стандартах выглядят так:
-проявление инициативы в игре, общении, умении договариваться, развитие устной речи, крупной, мелкой моторики, наблюдательности, экспериментирования, выявлять причинно- следственные связи и т. д.
В целевых ориентирах не сказано, что ребенок должен знать и уметь считать, писать и читать, как первоклассник. В детских садах отдельно математику и грамматику не преподают, там единый целостный образовательный процесс. Необходимо ребенка мотивировать, чтобы ему захотелось обучаться грамоте. И задача воспитателя - найти такие приемы, которые бы подтолкнули ребенка на желание писать буквы, складывать их в слоги, а затем в слова и как итог прочитать что написал.
Вопрос, что же это за приемы? А изобретать велосипед не нужно, все просто, чуть - чуть проявить фантазию и вы сами не заметите, как ваш воспитанник будет самостоятельно тянуться к письму, счету, чтению.
Итак, вот несколько интересных приемов - идей, которые я использую в своей работе.
Прием - «Галерея сказок».
Каждое утро дети рисуют сказку- любимую, выдуманную, приснившуюся, недавно прочитанную дома, любую, какая у них в голове на данный момент. Потом они подходят к воспитателю и рассказывают, что нарисовали, а воспитатель записывает печатными буквами рассказ ребенка. Что происходит потом, потом возникает желание ребенка прочесть, что написал воспитатель, все ли так, как он рассказал. А как прочитать, если не умеешь? Отличная мотивация научиться, подойти к азбуке, которая всегда на видном месте, отыскать буквы, прописать их самостоятельно и пробовать складывать их в слоги, затем в слова. Не без участия конечно воспитателя, он при это всегда рядом.
Техника «Эйдетика».
Эйдетика- это метод ассоциации, отличный стимулятор к обучению грамоте. Эйдетика основана на развитии образного мышления. Как запомнить все буквы русского алфавита, а их не 10 и не 20, а целых 33 или как пишется та или иная цифра? Вот и приходит на помощь эйдетика!
До появления на свет книги академика Лурия А. Р. «Маленькая книжка о большой памяти»[4] все приемы укрепления памяти назывались «мнемотехникой». Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова «эйдос»- с греч. – образ ; методы основанные на конкретно-образном мышлении). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.
Почему меня заинтересовала именно эта техника. Да потому, что она идеально работает в раннем детском возрасте. Даже Л. С. Выготский считал, что «…эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству» [1].
Как происходит сам рабочий процесс с детьми. Итак, попросите ребенка рассказать, с чем ассоциируется буква С, на что она похожа? В ответ вы услышите: на «полумесяц», «дольку дыни, арбуза, которую уже обглодали», «подкову», «откусанную баранку» и т. д. Далее пусть ребенок зарисует все это, как ему это под силу. Далее эти произведения искусств определите на видное место, пусть стоят или висят, пока дети не запомнят, что это буква «С». И так со всеми цифрами и буквами, которые вызывают трудности запоминания.
Техника «Азбука Морзе».
На первый взгляд, причем здесь Азбука Морзе- знаковое кодирование букв, цифр которой используется в радиосвязи. Но это кодирование можно использовать для мотивирования к обучению грамоте. Как? Очень просто – закодируйте любое слово, и пусть ребенок найдет букву, соответствующую знаку из азбуки Морзе, а затем прочитает слово. Ребенок должен подойти к плакату, найти глазами знак, написать его на доске или на листе, затем прочитать, что получилось. В этот момент ребенок одновременно двигается и познает играючи грамматику родного языка. При этом упражнения с азбукой Морзе тренируют концентрацию. внимание, зрительное восприятие, расширяют боковое зрение.
Родители, воспитатели должны понимать, что воспитание в ДОУ нацелено главным образом на то, чтобы дети научились жить в обществе, сформировали необходимые навыки взаимодействия и коммуникации с окружающими. Также задачами воспитания ребенка в детском саду служит умственное, нравственное, физическое и эстетическое его развитие. Поэтому воспитатель должен предлагать детям самые разнообразные занятия, будь то рисование, музыка, конструирование, аппликация, физическая активности и т. д, но не усаживать за столы, за прописи и учить их как-нибудь письму, чтению и счету. Мы в ответе за коммуникативное, познавательное, художественное и физическое развитие. И все это в игровой форме, интересными методами и приемами, чтобы не затушить желание познавать, обучаться, а наоборот разжечь его.
Используемая литература :
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. -М. ,1984, -Т. 6, с. 123.
2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; предисл. О. М. Дьяченко. - 2-е изд. - М. : Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. - 144 с.
3. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет. - М. : Академия Развития, 2011. – 120 с.
4. Лурия А. Р. «Маленькая книжка о большой памяти».Первое издание- - М., МГУ, 1966.
5. Стожарова М. Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 224 с.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 3-е изд. - М. : Владос, 2010. - 360 с.