Наталья Трушина
Идеи индивидуализации образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53»
Консультация для
педагогов ДОУ:
«Идеи индивидуализации образовательного пространства»
Подготовила:
воспитатель
высшей категории
Трушина Н. В.
г. Арзамас 2018г.
Идеи индивидуализации образовательного пространства
Публикация «Идеи индивидуализации образовательного пространства» размещена в разделах
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года вводит понятие индивидуализации дошкольного образования. П. 1.4. ФГОС «Основные принципы дошкольного образования, среди которых:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования. Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников, но и со своими собственными.
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия
Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть организацию предметно развивающей образовательной среды (образовательного пространства) в соответствии с ФГОС ДО. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Задача педагогов при этом: организация развивающей среды таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно- пространственная развивающая среда в группе, ориентированной на ребенка, должна помогать реализации основополагающего принципа: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия. Групповое пространство должно быть спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир. Существуют принципы создания среды развития в группе, ориентированной на ребенка, которых следует придерживаться педагогам. Принцип комфортности. Принцип целесообразной достаточности. Принцип доступности. Принцип личной ориентированности. Принцип баланса инициатив детей и взрослых. Принцип гибкого зонирования
Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему - сжиматься и расширяться. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Организуя групповое пространство и подбирая материалы для занятий, мы должны проанализировать свою предшествующую работу, критически осмыслить е и приложить усилия к тому, чтобы понять смысл перемен, в которые вовлечены. В центрах активности подбираются разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Мы должны серьезно подходить к отбору материаллов для каждого центра, которые: - отражают реальный мир; - побуждают к дальнейшим исследованиям; - соответствуют интересам и уровню развития ребенка; - обеспечивают его дальнейшее развитие; - имеются в достаточном количестве; - доступны и привлекательны; - систематизированы и снабжены надписями и символами. Помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы и соответствуют теме работы на данный период. Материалы подталкивают детей к самостоятельным исследованиям.
Предлагаю вам центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС.
«Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
- Центр ППД.
- Центр пожарной безопасности.
- Центр труда, уголок дежурств.
- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).
-Центр уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть, отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать
Познавательное развитие:
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
- Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения.
- Центр сенсорного развития.
- Центр конструктивной деятельности.
- Центр математического развития.
- Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Центр «Будем говорить правильно»
Художественно-эстетическое развитие:
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
-Центр «Здравствуй книжка»
- Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки».
- Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
- Центр физического развития
- Центр сохранения здоровья или
- Центр «Будь здоров!».
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
В группе мы устраиваем персональные выставки творческих работ детей. Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение уважать труд товарища, оценивать его работы, развивает внимание.
В группе мы отвели место под «спонтанные» выставки. Сначала это был простенок, где дети прикрепляли свои работы, теперь это большой магнитный стенд с магнитами, которыми ребята крепят рисунки, аппликации, созданные ими в самостоятельной деятельности.
Также с целью реализации идеи индивидуализации среды мы предложили родителям принять участие в оформлении мини портфолио о каждом ребенке. Родители поддержали нас в этом, и вскоре появились красочные индивидуальные творческие работы родителей о своих детях. Это позволяет педагогам лучше понять каждого малыша, стимулирует развитие связной речи, а каждый родитель горд тем, что посвятил свою работу дорогому человечку.
При изучении какой-либо темы мы предлагаем всем детям и их родителям проявить себя творчески, поучаствовав в выставках рисунков, фотографий, поделок, конкурсах, в создании книг, альбомов. Это безусловно способствует обогащению среды группы, развивает в ребятах уверенность в себе, желание поделиться опытом, воспитывает уважение к чужому труду, укрепляет дружеские чувства.
Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга.
В раздевалке размещены детские рисунки и поделки выполненные в образовательной и самостоятельной деятельности. Это также способствует индивидуализации образовательной среды в группе.
Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам активности позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Пространство зонированием так, чтобы находились подальше друг от друга, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и мягких модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.
Хочется отметить, что мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации образовательного пространства. Насыщенная предметно- развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.