Людмила Репина
Создание образовательного пространства для изучения биоразнообразия на территория детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Создание образовательного пространства для изучения биоразнообразия на территория детского сада
Современная жизнь ставит перед человечеством всё новые и новые экологические проблемы. Велика вероятность того, что они будут возникать и в будущем. И от того, какими качествами будет обладать молодое поколение, зависит будущее нашей страны, нашей Земли, всего человечества.
Публикация «Создание образовательного пространства для изучения биоразнообразия на территория детского сада» размещена в разделах
Задача педагогов воспитать молодое поколение: чутким, неравнодушным, решительным, инициативным, мыслящим, способным предвидеть последствия своих действий. Начинать эту работу следует уже в дошкольном возрасте, поскольку именно в нём происходит зарождение основных качеств человека. Дети в этом возрасте доверчивы, добры, открыты миру, восприимчивы к новым знаниям.
Для того чтобы у детей развивалось бережное отношение к природе они должны овладеть знаниями. Как показывает опыт, лучше всего дети усваивают те знания, которые они добывают сами в непосредственной деятельности с объектами природы в результате, наблюдений, экспериментальной, трудовой деятельности. Поэтому необходимо предоставить им на территории дошкольного учреждения образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия.
Сегодня мы наблюдаем, что по материальным возможностям дошкольные образовательные учреждения очень отличаются друг от друга. Но обязанность каждого педагога стремиться создавать детям условия для овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, развития познавательного интереса у детей, формирования основ научного мировоззрения.
Замечательно если в детском саду есть отдельное помещение, оборудованное под экологическую комнату, в которой находится:
зона обучения удобная, хорошо освещённая, содержащая современные технические средства для просмотра презентаций, видеофильмов;
зимний сад с разнообразными комнатными растениями и животными, безопасными для детей, с фонтаном, оформленный в соответствии с определённым дизайном и ухоженный, поскольку он является зоной наблюдений и релаксаций;
лаборатория, способствующая развитию познавательного интереса и развитию основ научного мировоззрения, которая содержит - необходимое оборудование (весы, лупы, микроскопы, термометры, песочные часы, различные ёмкости и т. д., материалы для проведения исследований (песок, глина, семена, камни, перья, крупы и т. д., необходимые атрибуты (халаты, перчатки, фартуки). Все материалы и оборудование должны быть безопасны и соответствовать санитарным нормам.
Зона коллекций, уточняющая знания детей о различных природных объектах, их классификации, располагающаяся на полках, на уровне глаз детей. Это могут быть коллекции образцов почв, глины, камней, перьев, морских и речных раковин, семян и др. Исключением являются коллекции засушенных жуков, бабочек, чучел животных.
Зона библиотеки, в которой собраны красочные тематические книги о природе, энциклопедии о растительном и животном мире, художественная литература, соответствующая теме.
Выставочная зона, содержащая лучшие коллективные поделки на экологическую тему детей разных групп.
Но если отдельное помещение выделить не представляется возможным, воспитатель обязан в группе предусмотреть пространство для расположения этих зон.
В соответствии с ФГОС экологическое пространство в группе должно строго соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям данной группы, соответствовать требованиям программы, и задачам экологического образования дошкольников и организовываться с учётом санитарно-гигиенических требований.
Важным условием является доступность. Уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, и способствует развитию познавательного интереса. В живом уголке дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, инициативность, бережное и заботливое отношение к природным объектам, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.
Организацию экспериментального пространства необходимо продумать так, чтобы у детей была возможность самостоятельно экспериментировать, играть с природными материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, и эксперименты, которые они проводили под руководством педагога. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Необходимо организовать работу так чтобы деятельность в экологической зоне была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Они много узнают о жизни растений и условиях необходимых для их развития. Для развития творческого позитивного мышления необходимо познакомить детей с основными принципами составления композиций, в том числе из комнатных растений.
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В старших группах необходимо дать возможность детям распланировать и создать мини – сад, огород, самостоятельно используя при этом накопленные знания и умения, проявляя свои творческие способности. Применение научных знаний при создании этих объектов вызывает у детей чувство гордости, уверенности в себе, развивает инициативу коммуникабельность.
Кроме того созидание прекрасного, несёт положительный энергетический заряд и определяет эффективность экологического воспитания. Творчество в экспериментировании обуславливает новые проявления способностей детей.
Для решения задачи изучения и развития биоразнообразия целесообразно использовать и другие помещения в детском саду.
Бассейн, для изучения воды, её свойств и качеств.
Компьютерный класс для игр экологического содержания, моделирования проблемных экологических ситуаций и их решения.
В коридорах и холлах вполне возможно создание ландшафтных пейзажей, которые помимо эстетического удовольствия дадут детям пищу для размышления, и будут способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать.
Огромную важность для изучения и поддержки биоразнообразия окружающей среды имеет организация экологического пространства вокруг детского сада.
Совершенной необходимостью является создание экологической тропы. В неё должны войти естественные объекты: деревья, кустарники, луговые травы, муравейники, гнёзда птиц на деревьях; и объекты, созданные искусственно : цветники, альпийская горка, водоём, скворечник, кормушки для птиц, уголок лекарственных растений, детский огород. Экологическая тропа должна выполнять познавательную, развивающую, эстетическую функции.
В процессе общения с природой на территории дошкольного учреждения у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, появляется желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости. Они начинают понимать важность охраны природы и осознанно выполняют нормы поведения в природе.
Таким образом, создание условий для изучения и поддержки биоразнообразия в дошкольном учреждении способствует развитию детей, расширению их мировоззрения, осознанию хрупкости и целостности природного мира, воспитывает чувство ответственности, бережное отношение к природе.