Руденко Екатерина
Художественное развитие дошкольников средствами народного искусства Дагестана. Опыт работы
▼ Скачать
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Народная культура, народные промыслы родного края являются великолепным средством приобщения детей к истории своего народа, его традициям.
Публикация «Художественное развитие дошкольников средствами народного искусства Дагестана, Опыт работы» размещена в разделах
- Дагестан
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В своей работе я большое внимание уделяю приобщению детей к истокам народной культуры дагестанского народа, ставлю целью подарить детям радость творчества. Познакомить с историей родного края, искусством дагестанских мастеров.
Актуальность данной темы заключается в том, что ребенок – дошкольник, занимаясь различными видами художественной деятельности, знакомится с произведениями народного творчества, что способствует формированию у него духовно – нравственного отношения к культурному наследию своего народа, полноценному эстетическому воспитанию и развитию его художественно – творческих способностей.
Целью моей работы является – развитие художественно – творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства, формирование интереса к художественно – творческой деятельности.
Перед собой я поставила основные задачи:
- познакомить с известными промыслами Дагестана;
- формировать устойчивый интерес к искусству народа Дагестана;
- формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
- воспитывать самостоятельность, активность и творчество, в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
В своей работе по ознакомлению детей с дагестанскими народными промыслами использую различные формы работы: провожу беседы, познавательные занятия, знакомлю детей с героическим прошлым наших предков через знакомство с историей своей семьи, организую выставки, знакомлю с традициями дагестанского народа через проведение праздников, использую продуктивную и проектную деятельность.
Свою работу я начала с создания предметной среды.
При создании предметно – развивающей среды группы я учитывала принципы ФГОС к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной из важных задач по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, которая дает ему возможность проявить себя. В «Уголке изо-деятельности», в «Патриотическом уголке» подобрала дидактические и развивающие игры, различный иллюстративный материал. Создала условия для самостоятельной деятельности. Мною были приобретены изделия народно – прикладного искусства. Для восприятия произведений декоративно – прикладного искусства имеют значение такие виды восприятия как зрительное, слуховое и тактильное. Знакомясь с народными промыслами, ребенок должен видеть не только готовые изделия, но и видеть процесс изготовления этих изделий, предметы быта, орудия труда. Поэтому с детьми мы часто посещаем городской краеведческий музей, музей при Центре культуры, где представлены старинные изделия предметов быта, изделия народных умельцев. Но музейные экспонаты ребенок не может потрогать, ощутить материал, из которого он сделан. Поэтому я обратилась к родителям с просьбой сделать макеты дагестанских орудий труда. Родители оказали помощь в изготовлении макета станка ковровщицы, гребня для расчесывания шерсти, моталки для ниток. Изготовили макет печки для выпечки хлеба. Были собраны и другие старинные вещи. Дети теперь могут не просто видеть данные орудия труда, но и изучают их узнают, как с помощью этих орудий труда выполнялась та или иная работа. Я стараюсь задействовать данные предметы быта наших предков в открытых занятиях, в выступлениях, в сюжетно – ролевых играх.
Основной формой приобщения детей к декоративно – прикладному искусству являются – занятия, на которых в полной мере реализуются все виды художественной деятельности.
Для развития речи детей я использую разные жанры малого фольклора. Потешки, песенки, стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают их. Часто с детьми используем выученные потешки, колыбельные песенки в сюжетно – ролевых играх.
Загадки очень близки к игровой форме, в них есть юмор и смелые образы, которые так близки детскому воображению. Загадки способствуют формированию образов детской речи, поскольку в них используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения для создания метафорического образа.
Обучаю детей пересказыванию. Работаю над развитием образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи. Вначале прочитанную сказку я вношу в книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации с помощью пособия М. М. Байрамбекова. С помощью данного методического пособия, дети последовательно и самостоятельно рассказывают прочитанную сказку. Часто на помощь нам приходят куклы из театрального уголка. Герои настольного, перчаточного театров уверенно говорят голосами моих воспитанников.
Героев дагестанских сказок, как правило, мы представляем с детьми в национальной одежде, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: у мужчин – черкеска, бешмет, папаха; у женщины- платье, платок, чухта. Рисунки из дагестанских сказок украшают теневые беседки нашего детского сада. Дети с удовольствие их рассматривают.
Следующий вид деятельности – музыкальный. Приобщение детей к обычаям, традициям дагестанского народа через музыку осуществляется по следующим направлениям: народная песня, танец, игра на детских музыкальных инструментах, народные праздники и игры. На музыкальных занятиях и в группе дети знакомятся с произведениями дагестанских композиторов, с народной музыкой, исполняют песни дагестанских авторов.
Народная песня эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него различные чувства, которые он старается выразить с помощью жестов, движений, действий. Игра на детских музыкальных инструментах увлекательный вид деятельности для моих воспитанников. Она способствует эмоциональному и познавательному развитию дошкольников. На основе имеющихся у детей музыкально – двигательных навыков разучиваются дагестанские танцы. Танец тесно связан с народной песней и народной музыкой. Обучая детей дагестанскому народному танцу, я ставлю задачу познакомить их с характером движений: у мальчиков - наряду с плавными движениями используем резкие повороты и прыжки; у девочек – грациозность, выразительность, плавность движений. Большое внимание, при работе над отдельными элементами танца, уделяю умению детей держать осанку, чувствовать ритм музыки, не отставать от товарищей в танце.
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам дагестанской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. Народные праздники учат детей уважению к труду и семье, к старшему поколению, к Отечеству. Проводя народные праздники – «Осенняя ярмарка», «Навруз - байрам», «Праздник черешни», «Праздник первой борозды» - я стараюсь приобщить детей к самобытному искусству дагестанского народа, его традициям, обычаям. Как и все в Дагестане мы любим гостей. Частым гостем у нас бывает замечательный человек, прекрасный музыкант Далгатов Ниъматулла Абдулгамитович. На этих встречах дети не только слушают народную музыку, но и знакомятся с народными инструментами: гармоникой, агач – кумузом. Дети всегда с нетерпением ждут таких встреч.
Следующий вид деятельности – изобразительный. Знакомство детей с произведениями народного декоративно – прикладного искусства я осуществляю с младшей группы. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.
Гончарные изделия селения Балхар знакомы по всему миру. Я знакомлю детей с различными изделиями знаменитых балхарских мастеров, используемые мастерами для их украшения. Знакомство начинается с материала для лепки – глины, которым пользуются умельцы. Дети осязательно начинают чувствовать материал, ощущают его пластичность, вязкость, теплоту от рук человека. Далее знакомлю детей с методами и приемами лепки элементарных предметов. Детей познакомила и с гончарным кругом. Практическая деятельность детей начинается с лепки плоских фигур – блюдо, тарелка, затем, постепенно, переходим на лепку объемных предметов – кувшинов. И самым интересным этапом было знакомство и лепка знаменитых балхарских игрушек. На всех этапах работы воспитанники учились распределять необходимое количество глины для работы, совершенствовали умение работать со стекой, лепить из целого кустка, лепить в жгутовой технике. Не менее интересным было знакомство детей с узорами, наносимыми на готовые изделия.
Роспись кувшинов и тарелок я начала с плоских предметов. Дети учились равномерно наносить узор на предмет, используя балхарский орнамент. Постепенно в старшей и подготовительной группе мы перешли на объемные предметы. Не сразу у детей получалось равномерно наносить рисунок на объемный предмет – кувшин, но в ходе планомерной работы, роспись улучшилась. Я могу сказать, что мои воспитанники владеют приемами лепки, могут наносить украшения на готовые изделия, анализируют готовые работы.
Самым распространенными известным народным промыслом в республике Дагестан с давних времен считается ковроткачество. На занятиях знакомлю детей с самыми известными центрами ковроткачества. Дети всегда творчески подходят к работе по созданию узоров для ковров. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на листе, в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия. При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные и нетрадиционные формы и материалы. Для рисования они пользуются не только кисточкой, но и ватными палочками, печатками. Также для создания ковровых узоров мы использовали шерстяные нитки, предварительно нарезанные. Дети предварительно рисовали эскиз будущего ковра, а затем наклеивали нитки согласно заготовленному орнаменту. Пробовали мы рисовать узоры для ковров и пластилином. Вначале дети создавали эскиз, а затем, уже, отрывая кусочки пластилина нужного цвета, размазывали их по рисунку. Очень любят дети создавать эскизы для своих ковров из бумаги методом аппликации. Все виды деятельности доставляли детям радость, желание творить. Их трудно оторвать от работы.
Кубачи древний дагестанский аул, который славен своими мастерами. Я познакомила детей с историей аула, как и откуда появился этот промысел. С кубачинским орнаментом, украшающим изделия, мы знакомились на картинках методического пособия «»Кованные изделия». Я рассказала, что каждый узор носит свое название – «мархарай», «тутта», «миндурма» и другие. Дети познакомились с ювелирными украшениями, медно-чеканной посудой, огнестрельным оружием. Воссоздать кубачинский орнамент дети пробовали на фольге с помощью деревянной палочки. Располагали орнамент по всей длине своей заготовки. Мальчикам интересно было наносить узор на заготовку в виде сабли, девочкам – в виде сережек. Данный процесс был познавательным и интересным для детей.
Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные: путешествия по родному краю, знаменитому на весь мир своими художественными промыслами, например, “Путешествие в селение Балхар”, экскурсии в сказку «Ковровые сказки», «Поможем бабушке Патимат раскрасить кувшины» и др.
Метод проектов считаю эффективным для развития творческих способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир народной дагестанской игрушки, познакомиться с её характерными образами способствовал такой проект как «Дагестанские игрушки». В рамках проектной деятельности познакомила детей с балхарской керамической игрушкой. Познавательно-игровой проект «Сказка – чудная копилка», помог развить интерес у детей к устному народному творчеству, народным играм.
С помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в следующие музеи: «Дагестанский музей прикладного творчества», «Дагестанский музей народного костюма». В проект входят познавательный блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные и хороводные игры, танцы, чтение народных сказок и т. д. и конечно же, продуктивная творческая деятельность детей.
Взаимодействие с семьей является важным направлением, выполняющую интегральную функцию развивающей личности ребенка. Возникает необходимость обновления и повышения качества работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в выставках рисунков, декоративно-прикладного искусства, в праздниках и развлечениях, творческих конкурсах, викторинах, участие в фотовыставках. На родительских собраниях вовлекаю родителей в обсуждение нюансов воспитания, обогащаю родителей педагогическими знаниями, формирую у родителей необходимость тесного сотрудничества семьи с детским садом.
Своим опытом, успехами детей я делюсь также со своими коллегами по работе. Провожу мастер – классы, открытые занятия, консультации.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Мои маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности. Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи. В своей работе я стараюсь не затушить в детях желание познавать, изучать, творить. Мне хочется, чтобы мои воспитанники выросли достойными гражданами своей республики, своей страны.