МААМ-картинки

Художественная литература как средство развития целостного и личностного восприятия окружающего мира

Виктория Чупракова
Художественная литература как средство развития целостного и личностного восприятия окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело; им решается участь человека».В. Г. Белинский.

Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предлагает усилить интерес к ребёнку и ставит перед собой задачи развивать целостное личностное мировоззрение. В Концепции дошкольного воспитания отмечено, что важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития, что несёт за собой включение детей в культуру своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных норм. Из этого следует, что речь идёт о приобщении детей к художественной литературе, культуре, музыке, театру.

Публикация «Художественная литература как средство развития целостного и личностного восприятия окружающего мира» размещена в разделах

Искусство – это средство духовно - личностного освоения мира. На основе творческого воображения оно тесно связано с общественно – историческим развитием и составляет особую художественную вариацию типа творческой жизни людей. Искусство как творческое освоение мира – это особенная модель деятельности в жизни людей. Искусству присущи такие процессы, как познание с помощью людей и самопознание, оценка данная кем – то и самооценка, труд, общение. Особое место среди основных видов искусства занимает литература. Она открывает то, что не может показать самая совершенная машина времени. Литература даёт не только представления о какой – нибудь стороне жизни,она посвящает в область,без которой сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Она показывает нам цели за которые мы отстаиваем своё мнение.

Искусство, художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональный настрой. Если недостаточно в полном объёме развивать эти качества психики ребёнка,это приведёт к искусственному ограничению его возможностей, вырастет человек,который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной стороны ребёнка, что приводит к появлению у него живого отклика на различные жизненные ситуации. При чтении книги ребёнок видит перед собой какую – нибудь картину, конкретную ситуацию, образ и переживает описываемые события. Чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения и становится их участником. Литература должна как можно чаще использоваться для развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности. Исходя из этого педагог должен обратить внимание на отбор произведений, методику чтения,проведение бесед по художественным произведениям. Эта работа проводится с целью формировать у детей патриотические чувства и этику поведения. Выбирая литературу для детей нужно помнить,что моральное нравственное воздействие произведения на ребёнка зависит прежде всего от его художественной ценности. Решая все эти задачи воспитания посредством искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводимой литературе и более современным авторам. Тематическое планирование произведений для чтения на занятиях и вне занятий позволяет педагогу проводить работу по воспитанию патриотических чувств детей в комплексе и направленно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления у детей. При чтении, помимо задач воспитания патриотизма, решаются другие задачи: развитие речи, художественный вкус, слух, интерес к литературе вообще.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы в книжном уголке» «Нетрадиционные формы работы в книжном уголке» Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека.

Роль чтения в воспитании детейРоль чтения в воспитании детей Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. (Сухомлинский В. А.) Книга играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство развития целостного и личностного восприятия окружающего мира
Опубликовано: 28 сентября 2014 в 15:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство развития целостного и личностного восприятия окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Чупракова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД