Виктория Чупракова
Художественная литература как средство развития целостного и личностного восприятия окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело; им решается участь человека».В. Г. Белинский.
Одно из важнейших направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предлагает усилить интерес к ребёнку и ставит перед собой задачи развивать целостное личностное мировоззрение. В Концепции дошкольного воспитания отмечено, что важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития, что несёт за собой включение детей в культуру своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных норм. Из этого следует, что речь идёт о приобщении детей к художественной литературе, культуре, музыке, театру.
Публикация «Художественная литература как средство развития целостного и личностного восприятия окружающего мира» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Искусство – это средство духовно - личностного освоения мира. На основе творческого воображения оно тесно связано с общественно – историческим развитием и составляет особую художественную вариацию типа творческой жизни людей. Искусство как творческое освоение мира – это особенная модель деятельности в жизни людей. Искусству присущи такие процессы, как познание с помощью людей и самопознание, оценка данная кем – то и самооценка, труд, общение. Особое место среди основных видов искусства занимает литература. Она открывает то, что не может показать самая совершенная машина времени. Литература даёт не только представления о какой – нибудь стороне жизни,она посвящает в область,без которой сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Она показывает нам цели за которые мы отстаиваем своё мнение.
Искусство, художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональный настрой. Если недостаточно в полном объёме развивать эти качества психики ребёнка,это приведёт к искусственному ограничению его возможностей, вырастет человек,который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной стороны ребёнка, что приводит к появлению у него живого отклика на различные жизненные ситуации. При чтении книги ребёнок видит перед собой какую – нибудь картину, конкретную ситуацию, образ и переживает описываемые события. Чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения и становится их участником. Литература должна как можно чаще использоваться для развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности. Исходя из этого педагог должен обратить внимание на отбор произведений, методику чтения,проведение бесед по художественным произведениям. Эта работа проводится с целью формировать у детей патриотические чувства и этику поведения. Выбирая литературу для детей нужно помнить,что моральное нравственное воздействие произведения на ребёнка зависит прежде всего от его художественной ценности. Решая все эти задачи воспитания посредством искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводимой литературе и более современным авторам. Тематическое планирование произведений для чтения на занятиях и вне занятий позволяет педагогу проводить работу по воспитанию патриотических чувств детей в комплексе и направленно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления у детей. При чтении, помимо задач воспитания патриотизма, решаются другие задачи: развитие речи, художественный вкус, слух, интерес к литературе вообще.