Елена Ивановна Перфильева
Консультация для воспитателей «Хозяйственно-бытовой труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов МАДОУ " Хозяйственно- бытовой труд детей ".
Воспитатель : Перфильева Е. И.
Хозяйственно-бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте 2 мл. гр. - 3-4года воспитатель побуждает детей к самостоятельному выполнению поручений : готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр., после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Формирует у детей привычки соблюдать порядок и чистоту в группе и на участке детского сада. Во второй половине года формируются умения необходимые при дежурстве по столовой (помогают накрывать на стол к обеду, раскладывают ложки, расставляют хлебницы / без хлеба / тарелки, чашки и т. п.) Воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей - хвалит. Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
Публикация «Консультация для воспитателей „Хозяйственно-бытовой труд“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В средней группе / 4- 5 лет/ содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют самостоятельно стол, раскладывают столовые приборы (ложки, вилки, ножи, ставят салфетницы, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, помогают воспитателю подклеивать книги, коробки, поддерживают порядок в группе и т. д. В весенний и в зимний период воспитатель вместе с детьми убирает на участке мусор в зимний период приучает расчищать снег. Педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.
В старших группах / 5- 6 лет/ хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой : сервируют стол, приводят его в порядок после еды. Поддерживают чистоту в группе, протирают игрушки, строительный материал. На участке поливают песок в песочнице, подметают дорожки, зимой очищают их от снега. Ремонтируют книги, оказывают помощь взрослым. Воспитатель формирует привычку убирать постель после сна,формирует умения самостоятельно раскладывать подготовленные материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, протирать столы, приводить всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
В подготовительной группе/6- 7 лет/ В этом возрасте закрепляются умения поддерживать порядок в группе : протирать и мыть игрушки, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки своей группы и малышей. Совершенствуются умения самостоятельно наводить порядок на участке детского сада и украшать участок к праздникам. Закрепляются умения самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна. Формируются умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой : полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.
Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.
Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.
Деловая игра «Биржа педагогических идей».
Для закрепления вышеизложенного материала предлагаю немного поиграть в деловую игру: «Биржа педагогических идей».
Мозговой штурм – Закончи пословицу, поговорку.
1. Меньше слов, да больше дела.
2. Газа страшатся, а руки делают.
3. Хочешь жить – умей вертеться.
4. Кончил дело – гуляй смело.
5. Терпение и труд – все перетрут.
6. Не потрудиться, так и хлеба не родится.
7. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
«Решалкино»
Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)
Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)
Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)
Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)
Метод стимулирования детского труда. (поощрение)
Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)
В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)