Фадеева Ирина
«Холод-тепло» Проект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
яячс «Холод – тепло»
Проект. Интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3г. Лебедянь
Музыкальный руководитель Фадеева И. В.
ЦЕЛЬ: Развивать воображение детей на основе синтеза искусств и разнообразных видов художественной деятельности (музыка, живопись, пластическое движение).
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
• Развивать эмоциональн-эстетическое восприятие детей.
Публикация «„Холод-тепло“ Проект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
• Формировать способности к импровизации, инициативу, самостоятельность в выборе действий для передачи эмоциональтного состояния (образа).
ЗАДАЧИ:
• Придумывать и исполнять небольшие мелодии на заданную тему.
• Различать средства музыкальной выразительности (темп, динамику, звуковысотность, сочинять с их помощью мелодии по теме.
• Развивать и закреплять умение выразительно двигаться в характере музыки, перевоплощаться.
• Продолжать осваивать разные изобразительные материалы: пастель,
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР:
• «День добрый» (приветствие)
• «Ух, зимушка-зима» муз. Ан. Александрова, сл. Народные
• «Утро» муз. Э Грига
• «Солнышко» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.
• «Зимнее утро» муз. П. Чайковского
• «Зима» муз. А. Вивальди»
• «Подснежник» муз. П. Чайковского
ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ
• Репродукции картин для «Вернисажа» : «Царевна-Лебедь» М. Врубель, «Иней» И. Вейц, «Первый снег», «Ранняя весна», Февральская лазурь», «Девушка в платке», «Композиция № 7» В. Кандинский;
• Аудиозаписи: «Зима» А. Вивальди
• Столы, бумага, краски акварельные, кисти, подставки для кистей, салфетки, вода для промывания кистей
• Цветные шарфы
Дети входят в зал. Здороваются. Музыкальный руководитель приглашает их на вернисаж, где развешены картины, изображающие холод и тепло.
МЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Дети, я приглашаю вас на вернисаж, который сегодня проходит в нашем зале. Но, сначала послушайте песню «Ух ты, зимушка-зима», которая подскажет вам название вернисажа.
Исполнение.
- Что вы почувствовали, какое настроение навеяла на вас песня?
Правильно, наш вернисаж называется «Холод и тепло».
Как удалось композитору передать холод в музыке? (медленный темп, низкие звуки создают ощущение неуютности)
ВОСПИТАТЕЛЬ:- Дети, какие жанры изобразительного искусства представлены на вернисаже. (Пейзаж, портрет, абстракция)
- А теперь найдите картины, от которых также веет холодом (картина «Царевна- Лебедь» М. Врубеля, картина «Гроза», картина «Иней»….)
- Почему вы выбрали именно эти картины? Что в них общего? Как художникам удалось передать холод, с помощью чего? (холодные тона, холодное выражение лица, общее ощущение неуютности)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Холод существует не только в природе. Холод может жить и в человеке, например во взгляде, как на картине Врубеля, соответственно и в характере, так как глаза – зеркало души. Холодный человек может быть равнодушен, недоброжелателен, от него как бы веет холодом.
А как композиторы могут изобразить холод? (ответы детей)
- Да они рисуют холод звуками.
- Вспомните произведения, передающие чувство холода.
- Узнайте произведение по фрагменту («Зимнее утро» П. Чайковского)
- Каким изобразила музыка это утро: спокойным, солнечным, или резким, морозным и, может, даже метельным?
- Почему вы так решили? (звуки резкие, отрывистые, колючие, резкие окончания фраз, настроение неспокойное).
- Узнайте еще произведение по фрагменту. («Зима» А. Вивальди)
- Каким композитор изобразил холод? (суровым, леденящим)
- Как композитор об этом рассказал? (использовал низкие звуки, медленный темп, прерывистое звучание)
Теперь давайте сами изобразим холод под музыку А. Вивальди. Вспомните движения, мимику, с помощью которых можно изобразить холод.
(дети импровизируют движения скованные, выражение лица сердитое)
- Какие ощущения вы испытывали во время звучания музыки? Каким представился вам холод? (холод проникает внутрь, леденит, затормаживает движение, хочется согреться)
- Давайте теперь поиграем в композиторов и попробуем сами придумать разные мелодии, навевающие холод. Вы можете выбрать шарфик, который поможет вам изобразить холод.
(Дети исполняют «холодную» мелодию, по желанию помогают себе пластикой, изображают порывы ветра, вьюгу, дрожь в мороз, презрение, равнодушие. Педагог с детьми комментирует использованные средства музыкальной выразительности6 отрывистые звуки, быстрый темп с резкими крещендо и диминуэндо, резкие окончания фраз)
- Какое чувство возникает от этих мелодий? (Становится неуютно, дрожь пробегает по телу. Очень хочется согреться)
- Предлагаю погреться с помощью попевки, но сначала узнайте ее по мелодии.
(«Солнышко» уз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой).
-Как мы будем исполнять попевку? (певуче, ласково, весело)
-Встаньте врассыпную так, чтобы тепло от песенки распространялось повсюду. А чтобы наполнить все вокруг теплом, дополним песенку движениями, которые мы с вами придумали.
(Дети исполняют первый куплет попевки «Солнышко».)
-Вот и стало теплее. Теперь давайте согреемся другими теплыми мелодиями. Какими они будут? (напевные, мягкие, плавные, светлые, приятные, ласковые)
Можете выбрать тот шарфик, который поможет вам придумать теплые мелодии.
Дети по одному без слов пропевают мелодии тепла, также с комментариями о средствах музыкальной выразительности (певучая мелодия, средний или высокий регистр, подвижный или спокойный темп, мягкое окончание фраз.)
- Какое чувство возникает от этих мелодий? (становится тепло, уютно, приятно).
- Теперь давайте вспомним пьесу П. И. Чайковского, в которой также, как и в попевке, поется о первых весенних цветочках. («Подснежник»)
- Как эти цветочки появляются? Что они чувствуют?
- Как композитор нарисовал тепло в музыке? (плавное движение мелодии, подвижный темп)
-После зимнего холода весной особенно чувствуешь тепло в природе. А когда на душе становится тепло, то хочется это тепло подарить всем вокруг.
Давайте всем вокруг подарим тепло под музыку П. И. Чайковского. Какими движениями, мимикой можно передать тепло? (через раскрытые руки, улыбку).
Дети пластически изображают, как дарят тепло всем вокруг под музыку П. Чайковского «Подснежник»
ВОСПИТАТЕЛЬ:- Я предлагаю вновь вернуться на вернисаж и найти там картины, которые изображают тепло (пейзажи «Февральская лазурь», «Ранняя весна», картина «Первый снег», портрет «Девушка в платке»)
- Почему вы выбрали именно эти картины? Что в них общего? (ответы детей)
- С помощью чего художник передал это тепло? (через теплые тона, улыбающееся, радостное, или приветливое лицо). Добрый человек согревает теплом своей души, с ним легко, весело, приятно.
Обратите внимание на абстрактную картину художника В. Кандинского, которая называется «Композиции № 7»
-Чего больше в этой картине: холода, или тепла? Почему? (есть холодные тона, резкие линии, но есть и теплые тона и плавные линии). Действительно, здесь можно найти и холод, и тепло.
Я предлагаю вам нарисовать холод, или тепло в виде абстракции и дополнить вернисаж вашими рисунками.
–Какими тонами вы изобразите теплое настроение?
- Какие оттенки используете в изображении холодного настроения?
Вы можете, по желанию, изобразить и холод и тепло в одном рисунке, передавая переход от холодного настроения к теплому, или наоборот.
Рисунки детей размещаются на стенде.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Вы все постарались в создании изображения холода и тепла красками. Кто же из вас сможет рассказать о своем рисунке, но не словами, а мелодией?
Дети по желанию импрвизируют мелодию, созвучную абстрактному рисунку. Педагоги комментируют, обращая внимание на средства музыкальной выразительности в исполнении.
- Я вас поздравляю, друзья мои. Сегодня вы проявили творчество, создавая замечательные образы холода и тепла в движениях, в мелодиях в абстрактных рисунках. Я очень рада, что помогли вам в этом произведения искусства: живописи и музыки. Вот что значит волшебная сила искусства!