Анна Угрюмова
Роль тьютора в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка. В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Как раз, тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу. Работа тьютора отражает образовательную, коррекционно-развивающую работу, адаптацию и развитие ребенка, особенности социализации, работу с родителями, общение со сверстниками ребенка.
Публикация «Роль тьютора в ДОУ» размещена в разделах
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся воспитаннику, и педагог находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.
Если традиционный педагог ориентируется на понимание основной массы в группе, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти тьютеранту индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо, так в заключениях ПМПК, МСЭ будет прописана соответствующая сторока : «Тьюторское сопровождение обучающихся: осуществление индивидуального тьюторского сопровождения». В первую очередь это касается инклюзивных детских садов. Слово «инклюзивный» означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Таким детям нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т. д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в группе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых занятиях. Главная задача такого специалиста – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.
Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.
Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.
Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии.
Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.