Татьяна Порядина
Экологический проект «Ветер по морю гуляет» (средний дошкольный возраст)
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», с природным явлением «ветер».
Задачи:
1. Объяснить значение воздуха для летающих животных.
2. Экспериментально показать, как ветер приводит в движение разные предметы.
Актуальность.
Публикация «Экологический проект „Ветер по морю гуляет“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Все живое на Земле нуждается в воздухе. Сохранить чистый воздух – актуальная проблема современного человека. Мы боремся за чистоту окружающей среды и проводим планомерную работу с детьми по экологическому воспитанию, обращая их внимание на то, что нас окружает в природе, способствует формированию у детей единой картины мира природы и человечества как ее частицы.
Основная идея.
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Ожидаемый результат.
Дети должны заинтересоваться, чем они дышат, научиться правильно, делать выдыхание – «ветерок». С помощью игр и экспериментов узнают о воздухе и о ветре много интересного. На занятиях и прогулках пополняют свои знания о животных, приспособленных к жизни в воздушной среде, о том, каким бывает ветер, какую пользу приносит он людям и растениям. Наш проект будет способствовать развитию у детей познавательной сферы и экологическому воспитанию.
Проект: долгосрочный (июнь, июль, август)
План проекта.
Познавательный блок.
1. Игра – занятие «Летающие животные».
2. Цель: Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде (птицы, насекомые).
3. Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»
4. Цель: Помочь детям выявить, какие персонажи сказки – летающие насекомые, какие особенности строения помогают им летать.
5. Беседа «Летающие семена – парашютики». Цель: Дать детям представление о значении ветра при рассеивании семян одуванчика и тополя.
6. Наблюдения:
Есть ли ветер, по каким признакам это можно определить?
В какую сторону дует ветер?
Сильный ветер или слабый?
Теплый ветерок или холодный?
Дует ветер – качаются ветки и деревья, шумит листва.
Дует сильный ветер – ветки ломаются и падают на землю.
Наблюдение за тучами, облаками.
Наблюдение за ловушками для ветра.
Наблюдение за полетом птиц и насекомыми.
Наблюдение за созревшими одуванчиками, за пухом от тополя, которые разносит ветер.
Продуктивный блок.
1. Рисование «Пчелка, пчелка, пожжужи?»
Цель: Дать представление о пользе пчел в жизни людей и растений. Учить рисовать цветы для пчел.
2. Аппликация «Плыви, кораблик».
Цель: Продолжать знакомить детей парусниками. Учить наклеивать изображение лодочки с парусом из готовых форм. Показать изготовление бумажных волн способом обрывания.
3. Конструирование из бумаги «Ловушка для ветра».
Цель: Сделать ловушку для ветра из полосок бумаги, наклеенных на полоску бумажный стаканчик.
4. Лепка «Бабочка».
Цель: закреплять представление детей о внешнем виде бабочки. Учить лепить большие крылья из шариков, сплющенных в лепешку.
Экспериментально-опытный блок.
1. Опыт с шарами и мячами.
Попробовать утопить их в тазике с водой.
2. Эксперимент с воздушным шариком. Надуть и выпустить из рук, не завязывая его. Он улетает, т. к. воздух выходит из него и движет шарик вперед. Чем больше воздуха, тем дольше он летит.
3. Упражнения на продолжительность дыхания: «Снежинки», «Бабочки», «Сделаем ветерок», «Буря в стакане». Цель: Учить детей делать продолжительный выдох, не надувая шеек. Установить взаимосвязь: «Ветерок» дует долго – долго летают бабочки, снежинки, бурлит вода.
4. Эксперимент с феном «Улетит – не улетит».
Цель: Определить, какие предметы улетают от ветерка, вата, книга, лист бумаги. Дать понятие «легкие» и «тяжелые».
Игровой, развлекательный блок.
1. Развивающие игры.
«Раздувайся, мой шар».
Взявшись за руки, моделировать шар без воздуха и надутый шар.
«Мыльные пузыри».
Надувать детям пузыри из мыльной пены. Помочь убедиться в их непрочности, доставить детям радость от игры с ними.
«Послушаем морские раковины».
Развивать слуховое восприятие, умение прислушиваться, слышать в них шум морского прибоя.
«Кто подбросит выше».
Учить регулировать силу броска, подбрасывать вверх воздушные шары. Закреплять значение слов: низко, высоко, еще выше.
«Летает – не летает».
Различать летающих и нелетающих животных. Развивать внимание, мышление.
Игра «Ветерок»
Цель: Развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные, тактильные ощущения.
Ход игры:
Ветерок к нам прилетел
Поиграть здесь захотел,
До кого он долетит,
Тот быстрее побежит.
2. Пальчиковые игры.
- Тень – тень – потетень
Села кошка на плетень.
Налетели воробьи.
Хлопни им в ладоши:
- Улетайте, воробьи,
Берегитесь кошки!
- Сел на ветку снегирек
Брызнул дождик – он промок
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька!
Презентация.
Развлечение «Вей, вей, ветерок»
Чтение стихов, пение песен, игры, соревнования.
Выставка детских работ по теме «Ветер по морю гуляет».