Людмила Куцева
«Говорящая» среда как инструмент индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Говорящая» среда как инструмент индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей
О технологии «говорящая» среда мы впервые услышали из вебинара Ю. В. Илюхиной в начале 2021-2022 учебного года. Не могу утверждать, что все содержание семинара стало для меня открытием, поскольку в развивающей среде группы нами издавна использовались схемы, карточки-подсказки, алгоритмы и другие дидактические пособия для самостоятельной деятельности детей. Однако, подходы, которые использовала автор семинара, действительно показались нам инновационными. В первую очередь, что было взято нами на вооружение - это оптимальное включение ребенка в создание среды группы.
Публикация «„Говорящая“ среда как инструмент индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей» размещена в разделах
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду сегодня уделяется огромное внимание. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все» : и люди, и книги, и понятия. Но не менее важную роль играет и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства. Правильно организованная предметно-развивающая среда в детском саду предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.
Цель «Говорящей среды» : создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи «Говорящей среды» : – создать условия для проявления познавательной активности детей – создать условия для творческого самовыражения – создать атмосферу эмоционального комфорта – «рассказать» детям о теме образовательного проекта, который реализуется в данное время.
«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это третий педагог, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает свои идеи.
Она даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость. Ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье. Воспитатель – не якорь, который сдерживает активность, инициативность, эмоциональное развитие детей, а, напротив – маяк, устраняет все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и т. д. Поэтому слово НЕЛЬЗЯ в условиях «говорящей» среды является словом «паразитом».
Опыт детского сада
Прежде чем сделать среду «говорящей», необходимо подготовить базу, направленную на становление игры и формирование у детей мотивов обучения. В первую очередь, мы обратили внимание на зонирование пространства, пересмотрели организацию центров активности. В целях избегания путаницы в терминах «центр» и «уголок», нами определено, что «уголок» — это более узкое понятие, нежели «центр». «Центр» может включать в себя множество уголков одной направленности. В нашей группе создано шесть центров развития детской активности с некоторым набором «уголков», поскольку их наполняемость по предметному содержанию является полифункциональной и взаимодополняемой для центра в целом и каждого уголка в частности.
Разделение среды на небольшие пространства (для игры и занятий 3-5 детей) производилось с помощью мебели (в т. ч. и кроватей, ширм, секционных стоек, больших цветочных горшков. Для соблюдения требований принципа доступности пришлось в группах произвести настоящую перестройку. Все надписи, полки, маркеры пространства, крепления для наглядности и демонстрации детских работ, пособия и т. п. – ВСЁ установили на уровень глаз и рук детей. Теперь все игры, игрушки, материалы для продуктивной деятельности доступны детям и не требуют особого разрешения педагога. Следующим шагом перестройки стало наполнение центров признаками «говорящей» среды.
Нами определены три группы элементов «говорящей» среды, а также продуман примерный перечень содержащихся в них продуктов деятельности педагога и детей.
Один из первых элементов «говорящей» среды – это присутствие в среде значимых для детей материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или исследовательского проекта, значимых для детей продуктов самостоятельной творческой деятельности. Таких, как рисунки, аппликации, различные модели, макеты, постройки, выполненных ребенком как индивидуально, так и в команде со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен вклад каждого.
Важно обогащение «говорящей» среды продуктами совместной деятельности, созданных в условиях семьи, и участие в образовательном процессе других социальных образовательных ресурсов.
Уголки каждого центра наполнены картами-схемами для организации индивидуальной исследовательской деятельности картами – последовательностями, карточками – подсказками для организации индивидуальной творческой деятельности, дидактическими играми, карточками-напоминаниями для проверки своих знаний, созданных как руками взрослого, так и руками детей.
Активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений в выборе содержания своего образования, подготовке наглядных пособий очень важна – именно так формируется активная гражданская позиция, когда человек может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.
Как видно из вышесказанного, первая группа краткосрочных элементов «говорящей» среды предусматривает большое количество продуктов детской деятельности. У педагогов, трепетно относящихся к результатам совместного с детьми труда, объективно возникает вопрос – куда их девать после завершения темы недели или проекта? Вариантов на самом деле много – подарить родителям, близким родственникам или детям младших групп, сохранить в портфолио и т. д. Мы, например, сохраняем интеллект-карты до следующего года и достаем, когда начинается соответствующая неделя. Дети с интересом начинают ее рассматривать, вспоминать, обсуждать и дополнять новыми сведениями, ведь запас их знаний за год увеличился, а потом сравнить – что мы знали год назад и что мы знаем теперь. «Обнуленная» таким образом среда с началом новой недели, проекта или значимого события вновь становится «говорящей», а дети-практики вновь начинают осваивать окружающий мир в самом тесном контакте с предметами и объектами ближайшего и удалённого окружения.
Вторая группа элементов, это материалы, находящиеся в среде длительное время и превращающие образовательное пространство в инструмент развития и обучения. К ним относятся: схемы-последовательности и картинки-напоминалки по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков безопасной жизнедеятельности, ключевые слова, карты – подсказки, алгоритмы, схемы-последовательности, правила поведения, определение своего эмоционального состояния, а также трафареты, обводилки, фризы и т. д. и т. п.
Результаты детской исследовательской деятельности, зафиксированные в Дневниках наблюдений, также становятся своеобразными обучающими карточками.
Отдельное место в среде групп занимают модели и макеты. В большей части макеты создаются в совместной деятельности педагога и детей, но основной акцент делается на участие детей в их создании. Детям предлагаются на выбор картинки задника, шаблоны для изготовления фигур, материалы для их раскраски, таблички для заполнения ключевых слов (на примере макета «Арктика» это: северное сияние, ледокол, чум, айсберг, нарты, упряжка и т. п. Отдельные макеты создаются в интерактивной форме, когда дети «собирают» детали макета в определенной последовательности, например, последовательностью круговорота воды в природе. Тематика макетов зависит не только от обсуждаемых исследовательских проектов, сезона, но и от индивидуального, личного интереса ребенка. Продукты совместной творческой продуктивной деятельности детей и педагогов часто используются в макетах.
При разработке параметров оценки «говорящей» среды важное место занимает присутствие элементов декора, созданных в процессе творческой детской деятельности, предметов обеспечения собственной игровой и театрализованной деятельности и т. д. Дети самостоятельно определяют, элементы дизайна среды по каждому времени года и сами оформляют группу.
И, наконец, третья группа признаков, это визуализация скрытых элементов среды. Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов убираются в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности также визуализированы не только надписями, но и картинками для еще не читающих детей. Дети самостоятельно визуализируют свои игровые пространства, при этом место игры жестко не закреплено и может поменяться, если маркер повесить на другой крючок. Таким образом уголок Стройка может оказаться в уголке Математика. Для ориентировки в пространстве группы и помещении детского сада используются маркеры-указатели. Мы создали совместно с детьми указатель «направляйку», которая подскажет не только ребенку, но и взрослому, что где находится в детском саду.
Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.