Мария Яремчук
Консультация для педагогов и родителей «Готовим ребенка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и
условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е);
21 буква предназначена для обозначения согласных звуков
и условно называются согласными
Темочки:
(б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ);
Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары.
Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары.
ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.
Уважаемые воспитатели, помните
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Этапы работы по формированию навыков
звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:
выделение звука из слова,
определение первого звука,
установление места звука (начало, середина, конец слова,
полный звуковой анализ.
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства ( фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, в речевом плане, по представлению.
Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на:
— формирование навыков элементарного анализа;
— обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.