Светлана Егорова
Консультация «Готовим ребенка к детскому саду»
Детский сад – это первый шаг в воспитании ребенка в обществе, его общения с другими детьми и первый шаг для получения образования в школе. Это новое окружение, новая обстановка, новые люди!
Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новые условия – все вокруг другое, непривычное. Надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам.
Наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя хорошо.
Публикация «Консультация „Готовим ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Аксарина Н. М. всегда приводила такой пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживая вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены (не формируются сами по себе – их необходимо тренировать, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Основной причиной тяжелого привыкания является отсутствие у ребенка опыта общения с детьми и взрослыми. Как правило, осложненной адаптацией к условиям детского сада страдают часто болеющие, единственные дети в семье или дети, опыт которых был сужен до минимума (мама-ребенок, бабушка-ребенок, ограничен рамками семьи. Таким детям трудно знакомиться с новыми людьми, устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения до поступления в детский сад, тем труднее ребенку, тем сложнее ему выстраивать общение с воспитателем.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, тянется к воспитателю.
Готовить ребенка к посещению детского сада необходимо заранее, уделяя ему в этот период особое внимание. Родителям и воспитателям необходимо приложить все усилия, чтобы облегчить процесс адаптации. Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Соблюдая данные рекомендации, вы поможете малышу облегчить процесс адаптации к детскому саду
Заранее познакомиться со своим воспитателем (рассказать об особенностях, привычках, интересах ребенка)
В присутствии ребенка всегда отзываться положительно о воспитателях и саде.
Заранее, необходимо, домашний режим малыша максимально приблизить к режиму детского сада (в выходные дни также не рекомендуется менять режим дня ребенка).
Привить навыки самообслуживания (научите ребенка : одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть).
Поддерживайте дома спокойную обстановку, щадящую нервную систему ребенка. Главное правило: «Спокойна мама- спокоен малыш».
Чаще обнимайте ребенка, говорите ласковые слова.
Больше хвалите, чем ругайте.
В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал. Через 1 – 2 недели можно перейти на обычный режим.
Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Скажите ребенку : «Дружок будит ходить в садик вместе с тобой и знакомиться там с другими» Расспросите ребенка вечером, что с Дружком происходило в д/с, с кем он познакомился, кто с ним играл, не было ли ему грустно.
Расскажите ребенку, с кем он останется и, главное, что будет делать: «Ты будишь с воспитателем Еленой Михайловной и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, поиграете, а после прогулки будете меня вместе встречать». Делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму). Не надевайте ребенку одежду причиняющую дискомфорт (тугую, с заклепками, синтетическую, сложно снимающуюся).
Правильно прощаемся с ребенком
Приводить ребенка в садик должен тот, с кем ребенок легче расстается.
Избегайте долгих прощаний.
Важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь (так ребенку будет легче отпустить вас). Помните пословицу: «Долгие проводы – лишние слёзы»
Во время прощаний сохраняйте спокойствие, демонстрируйте хорошее настроение. Будьте уверены и решительны.
Скажите ребенку, куда и зачем вы идете и когда вернетесь (Пр. : «Я иду на работу печатать на компьютере, приду, когда ты поспишь, погуляешь.»). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов - спокойная, открытая, доброжелательная интонация подскажет ему, что беспокоиться не о чем.
Желательно ввести несложный прощальный знак и ежедневно повторять его
(Пр. : воздушный поцелуй, удар кулачками или рукопожатие).
Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какой – нибудь маленький сюрприз (конфету или печенье, мыльные пузыри – дают успокаивающий эффект).
Будьте терпеливыми, внимательными и заботливыми.
Радуясь встрече с ребенком, скажите приветливые слова, обнимите и похвалите его (Пр. : «Я по тебе соскучилась, молодец! Ты хорошо себя вел, я горжусь тобой.»).
Играем дома
По выходным хорошо играть в игру "Дорога от дома к детскому саду". Нарисуйте карту с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом", "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад".
По дороге из дома в сад и обратно обращайте внимание ребенка на ориентиры, запоминайте их и, придя домой, наносите (ставите) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и приходить в садик в понедельник ему будет проще.
Поиграйте с ребенком домашними игрушками в «детский сад» где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти игрушке друзей и разобрать проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они станут еще более теплыми, ведь вам есть, что рассказать друг другу.
Адаптационный период считается законченным, если:
Ребёнок спокойно идёт в группу;
С аппетитом ест;
Быстро засыпает, вовремя просыпается;
Эмоционально общается с окружающими;
Играет в разные игры.
Необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, приводит к снижению сопротивляемости организма. Вот почему в период адаптации все детки неизбежно болеют.
Не пугайтесь и не торопитесь сразу садиться на больничный, особенно в период адаптации. От небольшого насморка или кашля при своевременном лечении, можно вполне избавиться, не снимая ребенка с детского сада. Главное не упустить момент! А вот посидев пару недель дома с практически здоровым ребенком, Вы рискуете получить новые слезы, и привыкание начнется сначала.
Итак…
Если у ребенка удалось сформировать навыки самообслуживания, научить его играть, общаться со сверстниками, домашний режим совпадает с детсадовским, наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.