Елена Чалова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Городецкий конь»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
к конспекту непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
по образовательной области «Художественное творчество»
Тема: «Городецкий конь».
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Городецкий конь“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей. Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Процесс познания и освоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность, значит, человек состоялся. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать в них нравственность, было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой живописью, предметы с гжельской росписью, дымковскую игрушку и т. д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества.
Данный конспект непосредственно образовательной деятельности знакомит детей с самой нарядной и сюжетной Городецкой росписью. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. И ни с чем не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников. Этот расписной мир увлекает ребенка за собой в сказочную страну под названием Творчество.
Предлагаемый конспект непосредственно образовательная деятельность состоит из 4 этапов работы построенный в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля, комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом. В процессе работы дети рассматривают расписные деревянные изделия, накапливая представления о разнообразных произведениях русского декоративно-прикладного искусства. Использование расписных деревянных дощечек повышает познавательный интерес детей, активизирует внимание.
Для активизации деятельности детей использованы следующие методы и приемы: игровой (образовательная деятельность поводится от лица игрушки би–ба–бо - домовенок Кузька); наглядный (внесение расписных дощечек для рассматривания); словесный (широкое использование прибауток, поговорок, пословиц, рассказ педагога о Городецкой росписи); практический (создание художественной композиции с поэтапным рисованием Городецкого чудо – коня).
Цель:
Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре.
Образовательные задачи
1. Продолжать знакомить с изделиями городецкого промысла;
2. Формировать умение рисовать цветочные элементы в росписи, познакомить с техникой рисования городецкого коня.
Развивающие задачи
1. Формировать представление о разнообразных произведениях русского декоративно-прикладного искусства.
2. Развивать умение применять полученные знания в собственном изобразительном творчестве.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать национальную гордость.
2. Приобщать к истокам русского народного творчества.
3. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей
«Коммуникация» - формировать художественно-образную сторону речи (прибаутки, поговорки, пословицы и т. д.); обогащать словарный запас детей.
«Социализация» - дать представления об истории и особенностях городецкой росписи; воспитывать уважительное отношение к народным мастерам; развивать нравственно-эстетические качества детей.
«Чтение художественной литературы» - развивать творчество детей на основе лирических произведений.
«Музыка» - развитие творческого воображения при прослушивании народных частушек;
«Физическая культура» - развитие координации движения с речью, общей и мелкой моторики;
Предварительная работа:
Знакомство детей с народной росписью Хохлома, Гжель. Рассматривание иллюстраций и изделий мастеров народной росписи.
Формы организации совместной деятельности :
Коммуникативная: беседа, рассказ воспитателя о городецкой росписи.
Чтение художественной литературы: широкое использование малых фольклорных форм.
Художественно - творческая: рисование городецкого коня.
Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:
1. Любознательные, активные – отличаются высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел;
2. Эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.
3. Овладевшие средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками – используют личностную формы общения. С удовольствием участвуют в коллективных делах: способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату.
Структура:
1. Организационный момент, встреча детей с домовенком Кузей;
2. Сюрпризный момент - расписные деревянные доски;
3. Знакомство детей с городецкой росписью, рассказ воспитателя;
4. Физкультминутка;
5. Поэтапное рисование городецкого коня;
6. Итог.
Характеристика группы : дети подготовительной к школе группы.
Материал:
Изделия расписанные в стиле городецкой росписи, иллюстрации с изображением городецкой росписи, схема построения композиции цветочной росписи с включением мотива конь; гуашь, лист бумаги форматом А4, тонированный желтым цветом.
Ход занятия:
В гости к детям приходит Кузя и поет песни:
Веселись наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Я с улыбкой на лице
Вам спою о ГОРОДЦЕ!
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица –
Значит это ГОРОДЕЦ!
Где ковши, кони-качалки
Очень радостных тонов –
Это всё труды прекрасных
Городецких мастеров!
Нарисованы цветы
Небывалой красоты.
Красоте той нет конца –
Это всё из Городца!
Воспитатель: О чем ты поешь Кузенька?
Кузя:
Вот какой я молодец
Что я съездил в Городец.
Передаю вам привет
И подарки свои
Со сторонки родной.
Где живут журавли,
С мест, где Волгой омыты,
Где рассвет золотой,
Где омыты ракиты
Голубою водой.
(И приносит изделия с городецкой росписью.)
Воспитатель:
- Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.
Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Городецкие кони,
Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули,
Круто ножку повернули.
Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. Мчится он, а может быть летит как птица, над волшебным чудо – садом. Конь украшал детские кроватки – люльки, дверцы шкафчиков, дощечки прялок, крышки хлебниц. Образ коня символический и несет функцию оберега – оберегает владельца, его дом от беды и несчастья. Конь – вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха.
Физкультминутка «Кони шли на водопой»
Давайте создадим декоративное панно: конь бежит среди цветов, бьет копытом. Для выполнения элементов росписи нам помогут схемы построения композиции. Давайте их рассмотрим.
Воспитатель поэтапно демонстрирует изображения коня, дети по методу «шаг за шагом» повторяют.
В конце непосредственно образовательной деятельности все работы вывешиваются для обсуждения.