Лариса Мурашкина
Конспект занятия в средней группе «Город мой старинный»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в средней группе
Тема: "Город мой старинный".
Задачи приоритетной образовательной деятельности: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество (аппликация)», «Познание» :
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Город мой старинный“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Приобщение к общепринятым социальным нормам и правилам (через знакомство с г. Томском, развитие всех компонентов устной речи, связной речи (монологической и диалогической речи, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Познакомить детей с искусством деревянной архитектуры Томска, расширить знания о Томске как старинном русском городе, сохранившем секреты деревянного зодчества.
Образовательные области в интеграции: "Коммуникация" : развитие свободного общения, овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей (Воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым).Закрепить знания о строении деревянного узора, украшении (разные виды резьбы, познакомить с основными символами орнамента (конь, петух и т. д).
"Познание" : расширение кругозора детей (старинный, современный, томичи, Томь, герб и т. д.
Закрепить знания о Томске, умение узнавать по фотографии деревянные, резные дома. Привлекая народную культуру, формировать понятие о том, что человек красив своим трудом, создавать условия для того, чтобы ребёнок проникся чувством совершенства созданных человеком вещей и уважение трудиться, вызвать у них интерес, любовь и понимание красоты русского деревянного зодчества.
"Чтение художественной литературы" :приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
"Здоровье" : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движения, ориентация на плоскости.
Планируемые результаты ННОД: отзывчивый, овладений вербальными м невербальными средствами общения, способный управлять своим поведением, способным решать интеллектуальные задачи. Интегративные качества: любознательный, активный, эмоциональный.
Материалы и оборудование: иллюстрации с видами деревянного зодчества г. Томска; заготовки домов - нарисованные деревянные дома, трафареты резьбы, клей-клейстер, ножницы, кисти, салфетки, подставки, д/ и: "Лабиринт"-на ватмане, д/ и:"Старинные предметы, современные".
Предшествующая работа: Экскурсия по городу Томску : "Томск мой старинный, деревянный, резной", в местный музей "Русской избы". Рассматривание иллюстраций г. Томска, знакомство с образцами деревянного зодчества, с инструментами резьбы по дереву.
Чтение рассказов сибирских авторов: "Деревянное солнышко" из книги Р. Кошурниковой "Стоит над Томью град старинный", Т. Мейко: "Легкое пёрышко", стихотворение В. А. Якова "Томск",М. Карбышева "Мой город".
Ход занятия:
1. Беседа о Томске.
Воспитатель: Ребята, в каком городе мы с вами живём? (Томске).
У каждого города есть свой герб. Вы его уже видели, рассматривали. Я вам предлагаю собрать его, из разрезных частей - целый.
Д/ И: "Разрезные картинки".
Какой герб вы собрали? (старинный и современный).
Какого цвета поле, на котором изображён конь? (зелёного). А, что он делает? (скачет, стоит).
Ребята, вы молодцы!
Скажите нам, пожалуйста, ребята, если мы живём в Томске, то мы кто? (Томичи).
На какой реке стоит Томск? (Томь).
Мы вчера были с вами на экскурсии по городу? (Да).
Экскурсия называлась : "Город старинный, деревянный, резной".
Почему люди называют "Томск деревянный", "Томск резной"? (ответы детей).
Да, Томск - это старинный сибирский город. В старину деревянные дома, украшали затейливыми узорами.
Какую сторону дома украшали? (лицевую сторону, которая находится около дороги). –
А как её ещё называют? (фасад).
Давайте вспомним и рассмотрим на иллюстрациях, какой резьбой украшали дома и где она находится.
(Фронтон, наличники, карниз и т. д).
По карнизу шли зубцы, квадраты. Самые богатые украшения размещали на наличниках окон-птиц, растения, животных. А на самом верху крыши до сих пор красуются,кто (шпили,головы коней, драконы, петухи).
А самое главное украшение на фронтоне -это круг-солнышко.
Что оно означает (В этом доме жил хозяин добрый, весёлый, трудолюбивый).
Да, ребята уже много веков радуют людей деревянные дома своими затейливыми узорами. О таких домах в народе говорили:
"У ворот вились вере юшки,
У широких завивались.
Как не сами они вилися -
Завивали-то их плотнички
Топорами-то булатными.
На долгие годы сохранилась красота в памяти людской. Наш сибирский поэт М. Карбышев воспел город Томск в стихотворении «Мой город». (читает ребенок)
Мой таежный, мой красивый,
Стародавний, красочный.
Ты один такой в России,
Будто терем сказочный.
Весь в резьбе, как в паутинке,
Птиц на ставни выпустил,
На певучей берестинке
Тебя мастер высветил.
Из травинок, из росинок
На досуге сотворил
И в счастливый час России
Это чудо подарил.
2. Ребята, а кто строил, такие дома? (плотники, а ещё и бревноукладчики).
-А кто расписывал, вырезал такие узоры? (мастера).
-А как они назывались? (чистодеревщики).
Какие пословицы вы знаете о мастерах?
- Дело мастера хвалит.
- Каков мастер, такова и работа.
- Не топор тешет, а плотник.
- Человека узнают не по речам, а по делам.
Д/ И: "Найди предметы старинные и современные".
Молодцы справились с заданием.
3. Чтение стихотворения: В. А. Яков "Томск" (читают дети)
Здравствуй мой город, мой старинный, мой родной!
Как не любить тебя всем сердцем и душой.
Здесь посреди тайги сибирской,
Хоть от столицы и не близко,
Ты, не смотря на возраст, всё же молодой!
Здесь сохранились и резные терема
И устремились в небо новые дома.
А купола церквей как прежде
В небо вонзаются в надежде,
Что не забыты и былые времена.
Я по проспектам и бульварам вновь пройду,
Остановлюсь на время в Лагерном саду
И, на высокий берег выйдя,
Я наслаждаюсь этим видом,
Как Томь здесь делает широкую дугу.
Томск мой любимый, мой старинный, мой родной!
Где бы я ни был, ты всегда в мечтах со мной.
Я обнимаю тебя взглядом
Когда с тобой и в сердце радость,
А на душе такое счастье и покой.
Ой, ребята мы с вами все путешествуем, гуляем, рассказываем о нашем городе, но уже пора и возвращаться в д/с., а как вот лабиринт.
4. Д/ И: "Найди правильную дорогу до д/с".
-Молодцы, всё получилось!
5. Посмотрите, ребята, у нас здесь мастерская, я предлагаю стать такими мастерами- чистодеревщиками и расписать свой дом, кто как пожелает. А вот и
Но сначала давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая игра "Дом".
Я хочу построить дом (руки над головой, "крыша")
Чтоб окошко было в нём, (руки перед глазами, «окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (ладони повернуть к себе, сомкнуть)
Рядом чтоб сосна росла, (пальцы растопырены, руки тянем в вверх)
Чтоб в вокруг забор стоял, (руки перед собой кольцом, пальцы соединены)
Пёс ворота охранял (одна рука "пёс")
Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены) Дождик шёл, (стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты. Пальцы- лепестки смотрят вверх)
6. Аппликация: "Укрась дом - деревянной резьбой" и наличники у окон, и карнизы, и конёк. (дети украшают силуэты домов узорами, вырезанными по трафарету или придуманными самими. Во время работы звучит "Песня о нашем городе", композитора В. Лавренко, слова С. Панова).