Киселёва Оксана Александровна
Конспект НОД «Город — герой Ленинград»
Тема город – герой Ленинград
Цель: познакомить детей с городом – героем Ленинградом. Расширять знания детей об истории России. Воспитывать чувство гордости за родину, чувство сопричастности к её судьбе. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
Материалы для просмотра:
Современный вид города Санкт – Петербурга,
Фотографии блокадного Ленинграда.
Портрет Тани Савичевой и странички её дневника.
Фотографии детей блокадного Ленинграда и города во время войны.
Кусочек черного хлеба (125гр.)
Публикация «Конспект НОД „Город — герой Ленинград“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Ход беседы:
Мотивация: на мольберте разместить фото современного Санкт – Петербурга.
- Посмотрите на фото и постарайтесь определить о каком городе идёт речь. (ответы детей)
Показать фото памятных мест города.
-Какое имя носит этот город? (Санкт – Петербурга)
-А как он назывался в годы ВОВ? (Ленинград)
Организационно - поисковый момент
Рассказать детям о блокаде Ленинграда
- Осенью 1941 года фашисты отрезали город от всей страны. 9сентября началась блокада, которая длилась 900дней и ночей. В городе не было света, воды, не работала канализация, не было тепла и продуктов. Наступило тяжёлое, голодное время с постоянными бомбёжками. Люди спасались в бомбоубежищах.
(показать фото блокадного Ленинграда)
- Фашисты каждый день совершали налёты на Ленинград. В этих налётах были разрушены почти все продуктовые склады. Голодная смерть настигала жителей города.
- Были введены хлебные и продуктовые карточки. Каждый житель получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба (250гр. Рабочим, а остальным - всего по 125гр.). Но от голода это не спасало.
(показать кусочек черного хлеба)
- На жителей города Ленинграда обрушился голод. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам с суровой надписью: «При утере не возобновляется!».
Прочитать детям стихотворение Л. Хмеляниной (приложение1)
- Самой суровой была зима 1941года. Многие умерли от истощения. Одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева, потерявшая в то время всех своих родных и близких, записывала даты их смерти в свой дневник. От холода и голода она уже не могла плакать и слабеющей рукой делала страшные записи.
(показать записи Тани)
- Таня тоже умерла, её не удалось спасти, но странички из её дневника хранятся в музее, напоминая нам о том страшном времени. Но, несмотря на голод, холод, смерть, город жил, работал, воевал.
(показать детей работающих на заводах)
- Советские солдаты изо всех сил старались прорвать блокаду Ленинграда, помочь его измученным жителям. Спасением стала «дорого жизни», проходящая по ладожскому озеру.
«Дорогой жизни» Ладогу назвали,
Надеждой на спасение людей.
Раненых, больных и истощённых
Везли полуторки из города по ней.
-Почему «Дорогой жизни» стала единственным спасением для людей?
-Кто знает, что такое полуторка?
- Как вы думаете, все ли люди покинули блокадный Ленинград?
- Зимой Ладожское озеро замерзало, и по льду пошли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей – Женщин, детей, стариков.
12января 1943года Красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера бала построена железная дорога, и город начали снабжать продуктами.
Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобождён бойцами красной армии!
За мужество и героизм Ленинград получил название «город- герой»!
Прочитать детям стихотворение «Ленинградский салют» (приложение 2)