Лидия Стаценко
Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать
«Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи».
Актуальность.
Вода - удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно, и гидрогимнастика используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий. Не секрет, что игры в воде и с водой - самые любимые детьми.
Публикация «Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время для нас, логопедов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. У детей различные речевые нарушения. Поэтому в логопедической практике логопеду приходится подбирать такие приемы работы, которые будут максимально эффективны в работе с такими детьми. В соответствии с этим, мы все чаще сталкиваемся с поиском новых, комплексных методов работы.
Мелкая моторика имеет очень важную особенность – она напрямую связана с восприятием ребенка, вниманием, памятью, зрением и нервной системой. Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры расположены близко друг к другу. Если стимулировать моторные навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка и данное направление моей работы с использованием гидрогимнастики помогает детям в моторном и речевом развитии.
Гидрогимнастика -нетрадиционная логопедическая технология для организации пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей и пальцев рук при помощи различных предметов в воде.
Гидрогимнастика - одна из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Определяя актуальность данной проблемы, хочется отметить, что использование элементов игровой деятельности, такой как, гидрогимнастика, дает очень хорошие результаты в работе по устранению логопедических проблем у дошкольников.
Основная цель гидрогимнастики - улучшение координации и мелкой моторики, переключение внимания, что воздействует на умственное развитие ребенка и улучшение речи.
Задачи гидрогимнастики:
• расслабление мышц, снятие патологического напряжения;
• гармонизация психологического состояния, повышение уровня эмоционального восприятия;
• совершенствование зрительного восприятия;
• развитие зрительно-моторной координации;
• формирование плавности и точности движений;
• подготовка руки к письму;
• развитие мелкой моторики и воображения;
• развитие связной речи ребёнка;
• оздоровление и закаливание всего организма.
При выполнении движений в воде, образуются микроволны, которые усиливают давление на организм человека. Кожа рук, с ее обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов, является механическим передатчиком раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются и снимается патологическое напряжение.
Ожидаемые результаты.
При применении данной технологии, я ожидаю таких результатов, как:
У детей отметится положительная динамика в процессе автоматизации поставленных звуков.
Расширится и обогатиться словарный запас и умение более свободно использовать грамматические обороты языка.
У детей формируется фонематическое восприятие.
Дети будут более раскрепощены и непосредственны в общении.
Развивается правильное речевое дыхание, мелкая моторика, мышление.
У детей вырастет интерес к логопедическим занятиям.
Данная технология может использоваться с детьми всех возрастных групп. В основном занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2 – 3 человека). Длительность занятия, с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа, составляет 5-15 минут.
Материалы, используемые при гидрогимнастике:
• Контейнер для воды.
• Термометр.
• Бумажные и тканевые салфетки.
• Камешки Марблс.
• Шипованные резиновые мячи.
• Мячи Су-Джок.
• Поролоновые губки.
• Шнурки.
• Пуговицы.
• Детские пинцеты.
• Шестигранные карандаши.
• Игры-сортеры.
При введении гидрогимнастики в логопедическую работу необходимо учитывать элементарные гигиенические правила и правила безопасной работы с водой.
Правила работы:
1. Дети играют с водой только под присмотром логопеда!
2. Температура воды не должно превышать 36 С, допускается снижение температуры с 1 до 6 С.
3. Обязательно перед игрой моем руки и озвучиваем детям инструкцию: «Никакие предметы в рот не брать!»
1 этап применения технологии – это гидросамомассаж кистей и пальцев рук, представляющий собой самомассаж тыльной стороны рук, самомассаж ладоней и пальцев рук. Физическое воздействие главным образом осуществляется посредством поглаживания, растирания, разминания и поколачивания. Ко всему прочему, такой сегментарный массаж оказывает общеукрепляющую функцию на организм в целом.
2 этап гидронейрогимнастика – это комплекс упражнений, который направлен на развитие центров головного мозга, сбалансированное взаимодействие его полушарий.
3 этап – гидробиоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями рук в воде. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артупражнений и ритмичных движений кистью индуктивно приведет к возбуждению речевых центров головного мозга.
На следующем этапе дошкольникам было предложено «поработать» в воде с различными предметами. Данная деятельность даёт представление о различных мышечных ощущениях.
4 этап. «Камешки Марблс» - камешки передают представления о тяжести и легкости, дают возможность снять напряжение.
5 этап. «Поролоновые губки».
Используя поролоновые губки, дети приобретают мышечные представления о напряжении и расслаблении. Это как мягкий экспадер.
6 этап. «Резиновые шипованные мячи».
Использование такого изделия позволяет усилить кровообращение, улучшить насыщение крови кислородом, увеличить подвижность определенных участков на теле, что благоприятно скажется на общем состоянии ребенка.
7 этап. «Су-Джок мячи».
Они снимают психическое напряжение, нервное переутомление; регулируют силу и точность движений.
8 этап. «Шестигранные карандаши».
Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
9 этап. «Шнурки».
Завязывание веревочек и шнурков устанавливают такие мышечные ощущения как сила и слабость.
10 этап. «Игры-сортеры».
На следующем этапе были подобраны игры-сортеры, такие как «Собери пуговицы», «Морские обитатели», с использованием детских пинцетов. Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики и тренировки навыкам захвата, но и является отличным материалом для изучения цветов и навыком счета.
11 этап. «Бассейн».
Заключительный этап применения гидрогимнастики в логопедической практике – это игры в плавательном бассейне. В нашем ДС есть бассейн, где совместно с инструктором по плаванию мы применяем гидрогимнастику в начале занятия. Это увлекает дошкольников, развивает усидчивость и умение концентрировать внимание.
Таким образом, гидрогимнастика в коррекционной работе учителя - логопеда представляет практико-педагогическую ценность. «Мини бассейн» для ручных игр - это прекрасная развивающая среда для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих речевые проблемы. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с водой насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Играя с водой, ребенок бессознательно рассказывает о себе, о своих печалях и надеждах. Какая ответственность в данной игре у логопеда, ведь он не только корригирует речь ребенка, но и открывает окошко в глубины его внутреннего мира.
Современный формат, оригинальная методика, своеобразная форма подачи материала, удачно выбранные виды деятельности способствуют естественному, непринужденному развитию всех сторон речи детей, мелкой моторики, стимулируют различные проявления самостоятельности.
К тому же, значительно возрастает интерес к занятиям и со стороны детей.