Людмила Рожнева
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ "ДС "Снежинка", Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Публикация «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации является одной из важнейших и актуальных проблем современности. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин [12, c. 87].
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
К трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности : я — мальчик, я — девочка.
К трём годам ребёнок ясно различает пол окружающих людей, однако может не знать, в чём заключается различие между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами [5, c. 68].
Таким образом, трёхлетний ребёнок ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и длины волос — с помощью этих маркеров происходит классификация мира на два гендера.
Мальчики никогда не носят платья и коротко острижены; девочки носят платья и имеют длинные волосы [4, c. 21].
Трёхлетний ребёнок допускает и возможность изменения пола с помощью стрижки или одежды, поскольку для него гендерная идентичность конкретна и соотносится с физическими признаками.
Итак, успех гендерного воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове) [3, c. 21].
Таким образом, задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры. На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. В построении правильной линии гендерного (полоролевого) воспитания дошкольников родителям и воспитателям помогают дидактические игры, по которым дети учатся моделям поведения.
Литература
1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Текст] /В. В. Абраменкова //Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 20 - 25.
2. Абубикирова, Н. И. Что такое «гендер»? [Текст] /Н. И. Абубрикова // Общественные науки и современность. - 2016. - №6. - С. 32 – 39.
3. Агеев, В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов [Текст] /В. С. Агеев //Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 152 - 158.
4. Адлер, А. Воспитание детей : взаимодействие полов [Текст] /А. Адлер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 124 с.
5. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] /Ю. Е. Алешина, А. С. Волович // Вопросы психологии. - 2016. - №4. - С. 48 - 52.
6. Арсентьева, В. П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] : учеб. пособие /В. П. Арсентьева. – М. : Форум, 2017. – 144 с.