Марина Янбухтина
Формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов в рамках единого образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов в рамках единого образовательного пространства»
(из опыта работы).
«Семья – понятие высокое творение.
Она заслон надёжный и причал. Она
даёт призванье и рожденье. Она для
нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из приоритетных задач ДОУ является развитие разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности в образовательных услугах.
Публикация «Формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов в рамках единого образовательного пространства» размещена в разделах
В статье 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей несовершеннолетних обучающихся» пункт 1 говорится: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Семья и ДОУ – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы, педагоги, должны помочь им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
В наш век компьютеризации мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи своё видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Именно семья является единственным социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, пестушки и т. д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысляется. Если он закрепляется в домашних условиях, то остаётся с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результаты деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. В связи с этим для вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ я ставлю перед собой три основные задачи:
1. создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
2. организовать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел;
3. совершенствовать нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования активной педагогической позиции родителей.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а так же родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Поэтому составляя план совместной деятельности с родителями воспитанников, необходимо, чтобы мероприятия отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся:
1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ :
анкетирование родителей;
сайт ДОУ
2. НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ :
фотомонтаж «В кругу семьи»;
фотогазета «Наши дети самые талантливые»;
нетрадиционные дни открытых дверей
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
практикум;
мастер-класс;
нетрадиционные родительские собрания;
открытый показ НОД для родителей;
совместная работа по проектам
4. ДОСУГОВЫЕ
совместные праздники, развлечения, досуги
5. ТРУДОВЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ:
организация развивающей среды групп в соответствии с рекомендациями министерства образования о примерном перечне игрового оборудования для учебно-материального обеспечения ДОУ;
праздничное оформление детского сада.
Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
1. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных об общекультурном и музыкальном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний. Это – анкетирование, опросы, блиц опросы, которые позволяют в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал. Эту работу мы готовим совместно с педагогом-психологом.
Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей в детском саду существует сайт, куда выкладываются нормативно-правовые документы ДОУ, памятки и консультации для родителей, новости из жизни ДОУ, в том числе в образовательной области «Музыка». Таким образом, у родителей появился новый домашний собеседник и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность узнавать полезную информацию прямо дома.
2. Наглядно-информационные формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное через фотогазеты, фотомонтажи, фотовыставки. Активность родителей в создании их говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, помогают нетрадиционные дни открытых дверей. «Погружение» в жизнь ДОУ способно в большей мере продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста для формирования практических навыков.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьёй остаётся родительское собрание. Однако на непосредственное проведение встреч в виде отчётов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Поэтому, чтобы заинтересовать родителей, я и мои коллеги стали искать новые нетрадиционные формы проведения родительского собрания. Мы тщательно готовились к нему, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. И к первому родительскому собранию в начале учебного года написали сценарий проведения его.
Следует отметить и такие встречи с родителями из нашего опыта, как:
а) «Педагогическая лаборатория», на которой обсуждалось участие родителей в различных мероприятиях ДОУ. Анализировались прошедшие мероприятия, затем знакомили родителей с мероприятиями, запланированными на учебный год. Родители выступали с предложениями помощи и поддержки в запланированных мероприятиях, а так же их пожеланиями и предложениями на учебный год.
б) Семинар-практикум;
в) Мастер-класс;
г) Семейный клуб.
Музыкальные встречи в нашем семейном клубе «Музыкальная мозаика» духовно сближает детей и родителей на основе любви к музыке, воспитывают культуру, создают благоприятные условия к развитию творческого начала. На заседаниях клуба мы рассказываем и показываем чем и как можно заниматься с детьми. Проводим совместные праздники, на которых используем театрально-игровые методы, чтобы каждому нашлась роль и работа. В непосредственной и веселой обстановке все мы лучше узнаём друг друга, что позитивно отражается на детях.
Семейный клуб – динамичная структура:
Музыкальный час «Мы танцуем и поём» (показ танцевальных упражнений, мелодий песен)
Праздники и развлечения
Система клубной работы «Музыкальная мозаика»
Конкурсы, семейные
викторины, КВН
Консультации, открытые занятия
В работе с родителями хорошие результаты даёт организация проектной деятельности в ДОУ. Как правило, любой проект (краткосрочный, долгосрочный) включает в себя блок работы с семьёй. Мною были разработаны три проекта: краткосрочные «Казачья ярмарка» и «Театральная неделя», долгосрочный - «От семейных традиций – к традициям родного края».
Название проекта
Продукт деятельности детей
Продукт деятельности семей
«Казачья свадьба»
Работа с энциклопедиями, подбор иллюстративного материала, знакомство с кубанскими играми, разучивание кубанских свадебных песен. Участие в фольклорном празднике.
Практическая мастерская (изготовление костюмов, оформление семейных альбомов). Создание уголка «кубанское подворье». Участие в фольклорном празднике.
«Театральная неделя»
Работа с энциклопедиями,
изготовление масок к спектаклям, репетиции.
Практическая мастерская (изготовление декораций, костюмов, оформление афиш)
«От семейных традиций – к традициям родного края»
Работа с энциклопедиями. Разучивание песен о семье, о Родине, поговорок и пословиц. Рисование портретов членов семьи. Участие в праздниках и досугах, викторинах, НОД. Экскурсии в музей.
Практическая мастерская (изготовление костюмов, и атрибутов к празднику). Составление «Герба» своей семьи. Экскурсия в музей. Участие в праздниках, досугах, викторинах.
4. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества родителей, педагогов и воспитанников, проявления творчества, что мы и используем при организации выставок, поделок, рисунков и т. д. Выставки мы оформляем торжественно. Экспозиции детско-взрослых работ представляем как важное событие детского сада. Все работы представляют собой продуманное единое целое по содержанию, композиции, цвету. Любые достижения наших детей не остаются без внимания. Мы понимаем, что от того, как будут представлены поделки, во многом зависит воспитание у ребенка художественного вкуса, отношения к творческому процессу. В планах работы с детьми педагоги обязательно включают экскурсии на выставку. Сколько разнообразных тайн открывает ребенок, окидывая любопытным взглядом сделанное своими руками. Но они могут и не открыться, если помочь малышу увидеть эту красоту. Дети доверчивы. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Труд по изготовлению игрушек, поделок, композиций из природного материала способствует развитию личности, воспитанию характера. Под руководством любящих и взрослых у ребенка формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить дело до конца. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются общим делом.
В помощь родителям мы подбираем и выставляем методическую литературу, а также рекомендации из каких материалов, как и что можно сделать.
За активное участие в конкурсе и подготовку поделок участникам вручаются грамоты и благодарственные письма.
Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать своё свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций уже в период дошкольного детства. Данное обстоятельство стало решающим для меня при разработке проекта «От семейных традиций – к традициям родного края».
Конструктивной формой взаимодействия с родителями является семейный театр. Для взрослых театрализованная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий. Привлекая внимание родителей к театрализованной деятельности, мы ненавязчиво способствуем возрождению давней семейной традиции устройства домашнего театра. Советуем родителям использовать опыт «артистической и театральной» деятельности ребёнка, приобретённый, им в театральном кружке «Карусель». Важно, чтобы они подчёркивали компетентность ребёнка, обращаясь к нему за советом, помощью. Таким образом, повышается уровень самоуважения ребёнка. Он чувствует свою значимость в семье, осознаёт умелость, эрудицию, что благоприятно скажется на развитии в целом.
В процессе театрализованной деятельности устанавливаются так же тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.
Это одна из форм работы с родителями - трудовая и хозяйственная.
Во время проведения «Театральной недели» родители были привлечены к изготовлению в группах различных видов театров, таким образом пополнилась развивающая среда. С большим удовольствием, и дети, и родители, и взрослые готовились показу спектакля «Заяц, петух и лиса». Готовили костюмы, афиши, атрибуты. А домик для лисы вместе с детьми выпиливал дедушка Леры Слукиной, который предварительно познакомил детей со своими инструментами и показал, как надо ими работать.
Работа с детьми строится таким образом, чтобы они не чувствовали процесс обучения, а были просто заняты интересной деятельностью – игрой, увлекательной сказкой, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения. Всё это и отразилось в нашей «Театральной неделе»
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьёй в педагогический процесс на данный момент продолжается, но уже видны результаты:
• изменилось общение педагогов с родителями;
• дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным;
• совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияют на воспитанников;
• повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Я считаю, что эта работа помогла и оптимизации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии. Диагностика, проведённая методом наблюдения за детьми в повседневной жизни и в музыкально-театральной деятельности, определила, что если на начало учебного года итоговый показатель развития интегративных качеств личности ребёнка подготовительной к школе группы составлял 3,7 балла, то к концу учебного года возрос на 1 балл и составил 4,7 балла.
Вывод: семья и детский сад два феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.