Анна Денисова
«Формы совместной деятельности с родителями неорганизованных детей в рамках консультационного центра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы совместной деятельности с родителями неорганизованных детей в рамках консультационного центра»
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и др. Социальная грамотность - важный феномен сознания. Проведение анкетирования родителей - это нужно для того, чтобы ближе познакомиться с семьей. При собеседовании с родителями анкета помогает педагогу получить дополнительную информацию в сжатые сроки. Также анкеты могут предлагаться к заполнению на разных этапах обучения ребенка. Их тематика определяется требованиями администрации детского сада и пожеланиями педагогов
Публикация «„Формы совместной деятельности с родителями неорганизованных детей в рамках консультационного центра“» размещена в разделах
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических.
Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель - родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
Консультативный пункт, для родителей (законных представителей) и детей, не посещающих детский сад - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада не только организованных, но и неорганизованных родителей.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Беседы с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей.
Беседа может использоваться в работе с родителями как са-мостоятельная форма и в сочетании с другими формами.
Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Ведущая роль в возникновении бесед принадлежит воспитателю. Активность воспитателя вызывает ответную активность родителей. Обсуждать с воспитателем педагогические проблемы, искать у него совета и поддержки становится потребностью родителей. У кого, как не у воспитателя в первую очередь родители должны находить ответы на волнующие их вопросы, кто, как не воспитатель, хорошо знающий ребенка, может дать родителям конкретный квалифицированный совет?
Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы, организуются консультации. Иногда сам педагог видит необходи-мость провести консультацию по той или иной теме. Часть кон-сультаций посвящается трудностям воспитания детей определенного возраста. Заведующий, врач, музыкальный руководитель ведут консультации по более общим, специальным вопросам.
Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные в начале консультации, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа предусматривает диалог, хотя ведет его все же организатор беседы - воспитатель, психолог, логопед, музыкальный руководитель.
Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой, - побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявить черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.
Консультации - плановые и неплановые - бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Например, мать обеспокоена плохим аппетитом ребенка и хочет получить консультацию врача. Если подобное явление отмечается и у других детей, организуется групповая консультация. О сроке проведения неплановой консультации педагог заранее договаривается с родителями.
Плановые консультации проводятся в детском саду системати-чески в определенные дни и часы. План консультаций составляется и вывешивается на стенде для сведения родителей или на сайте ДОУ.
Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Продолжительность консультации - 40 мин.
Тематика консультаций разнообразна.
Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовлен-ности родителей в вопросах воспитания.
Мастер – классы по изготовлению игр, дидактических материалов, пособий должны помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для разогрева аудитории», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом. Также педагогом психологом проводится диагностирование детей по запросам родителей и оказание помощи в их решении. Диагностирование детей является лучшим способом исследования их психических особенностей, так как именно в детском возрасте глубже скрываются способности, задатки, манеры поведения, черты характера и другие свойства и процессы психики детей, которые, как правило, дают о себе знать в более зрелом возрасте.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением групп. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения. После экскурсии и просмотра педагоги ДОУ беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Организация работы, направленной на просвещение родителей по вопросам развития детей :
оформление тематических стендов;
изготовление буклетов и визиток;
изготовление папок-передвижек:
изготовление информационных листовок
Обеспечение родителей необходимым справочным материалом по тематике заявленной проблемы, составление мини – библиотеки или видеотеки.
Также педагогами ДОУ могут проводиться консультации по телефону и в электронном виде на личных сайтах специалистов.
Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.