Адрова Наталья
Формы организации проблемного обучения в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач, выделяемой в работе образовательных учреждений, является создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательных учреждений. Проблемное обучение относится к одной из активных технологий обучения.
Публикация «Формы организации проблемного обучения в ДОО» размещена в разделах
Очень часто педагоги, пытаясь научить детей чему-то новому, преподносят материал в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми таким образом, выражаются просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. Исследования же психологов и педагогов доказывают, что ребёнок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам.
Что же такое проблемное обучение? В основу этого инновационного веяния в дошкольной педагогике легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952). В России проблемным обучением занимались отечественные психологи: И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин. Они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
Проблемное обучение в детском саду – это такой метод организации взаимодействия педагога с воспитанниками, в ходе которого подача нового материала, происходит через создание проблемных вопросов, задач, ситуаций, являющихся для ребенка интеллектуальным затруднением, способствующим формированию его самостоятельной познавательной деятельности и развитию творческого мышления.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. А каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Особенности проблемного обучения :
- знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде;
- правила или инструкции не предлагаются;
- поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога;
- проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря не-значительной помощи взрослого.
Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные формы организации проблемного обучения?
Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? Пример:
- Почему утка плавает, а курица нет?
- В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.
Пример: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты: неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Пример: Каким быстрым способом достать скрепку из коробки с песком, не пачкая рук?
Основные компоненты проблемной ситуации :
- неизвестное, т. е. усваиваемое ребёнком новое знание или способ деятельности;
- познавательная деятельность;
- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Алгоритм решения проблемной ситуации :
- постановка проблемы;
- актуализация знаний детей;
- выдвижение гипотез, предположений;
- проверка решения;
- введение знаний в систему.
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:
- нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка; помните, что каждый ребенок талантлив;
- не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;
- постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте) («Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что - то – плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет, но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет);
- учите детей разрешать противоречия, используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете надо изменить ее агрегатное состояние);
- играйте каждый день: «Антонимы», «Чем похожи.», «Чем может быть. листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в.», используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари;
- беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса. карандаша.»).
Рекомендации по стилю общения с детьми:
- выслушивайте каждого желающего;
- давайте только положительные оценки (вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо»);
- во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения, учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая;
- если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него;
- в развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение, помогает педагогу выполнить одну из важных задач:
- формировать у дошкольников самостоятельное, активное, творческое мышление;
- развивать познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;
- воспитывать инициативную личность ребенка;
- развивать внутреннюю мотивацию к обучению;
- способствовать стойкому качественному усвоению знаний;
- научить ребенка не пугаться трудностей, преодолевать их.