Получи документы

Формы организации проблемного обучения в ДОО

Адрова Наталья
Формы организации проблемного обучения в ДОО
▼ Скачать +Заказ

Одной из важных задач, выделяемой в работе образовательных учреждений, является создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательных учреждений. Проблемное обучение относится к одной из активных технологий обучения.

Публикация «Формы организации проблемного обучения в ДОО» размещена в разделах

Очень часто педагоги, пытаясь научить детей чему-то новому, преподносят материал в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми таким образом, выражаются просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. Исследования же психологов и педагогов доказывают, что ребёнок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам.

Что же такое проблемное обучение? В основу этого инновационного веяния в дошкольной педагогике легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952). В России проблемным обучением занимались отечественные психологи: И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин. Они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Проблемное обучение в детском саду – это такой метод организации взаимодействия педагога с воспитанниками, в ходе которого подача нового материала, происходит через создание проблемных вопросов, задач, ситуаций, являющихся для ребенка интеллектуальным затруднением, способствующим формированию его самостоятельной познавательной деятельности и развитию творческого мышления.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. А каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Особенности проблемного обучения :

- знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде;

- правила или инструкции не предлагаются;

- поисковая деятельность детей стимулируются вопросами педагога;

- проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря не-значительной помощи взрослого.

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные формы организации проблемного обучения?

Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? Пример:

- Почему утка плавает, а курица нет?

- В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Пример: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты: неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; познавательная деятельность; творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Пример: Каким быстрым способом достать скрепку из коробки с песком, не пачкая рук?

Основные компоненты проблемной ситуации :

- неизвестное, т. е. усваиваемое ребёнком новое знание или способ деятельности;

- познавательная деятельность;

- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Алгоритм решения проблемной ситуации :

- постановка проблемы;

- актуализация знаний детей;

- выдвижение гипотез, предположений;

- проверка решения;

- введение знаний в систему.

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:

- нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка; помните, что каждый ребенок талантлив;

- не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов;

- постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте) («Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что - то – плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет, но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет);

- учите детей разрешать противоречия, используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете надо изменить ее агрегатное состояние);

- играйте каждый день: «Антонимы», «Чем похожи.», «Чем может быть. листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в.», используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари;

- беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса. карандаша.»).

Рекомендации по стилю общения с детьми:

- выслушивайте каждого желающего;

- давайте только положительные оценки (вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо»);

- во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения, учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая;

- если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него;

- в развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение, помогает педагогу выполнить одну из важных задач:

- формировать у дошкольников самостоятельное, активное, творческое мышление;

- развивать познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;

- воспитывать инициативную личность ребенка;

- развивать внутреннюю мотивацию к обучению;

- способствовать стойкому качественному усвоению знаний;

- научить ребенка не пугаться трудностей, преодолевать их.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Базовые формы оригамиБазовые формы оригами Большинство поделок в стиле оригами основывается на базовых формах. Базовые формы - это определенные заготовки, которые помогают быстро.

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация «Формы работы с семьёй» Формы работы с семьей Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы организации проблемного обучения в ДОО
Опубликовано: 14 августа 2024 в 13:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы организации проблемного обучения в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Адрова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД