Ольга Курбатова
Формы, методы и приемы, используемые педагогом в работе с детьми в центрах активности по программе «Югорский трамплин»
▼ Скачать + Заказать документы
Югорский трамплин
Югорский трамплин эта программа основана на принципах и образовательных технологиях программы «Сообщество». Программа ставит перед педагогом цели и задачи по развитию каждого ребёнка, а вот способы их решения будут зависеть от многих обстоятельств: интересов ребёнка, его склонностей и многих других обстоятельств.
В нашей презентации мы коротко расскажем вам формы, методы и приёмы, используемые педагогом в работе с детьми в центрах активности.
Центры активности:
• Центр искусства
• Центр строительства
• Литературный центр + центр грамотности и письма в старших группах
• Центр сюжетно-ролевых игр
Публикация «Формы, методы и приемы, используемые педагогом в работе с детьми в центрах активности по программе „Югорский трамплин“» размещена в разделах
- Уголки и центры в группах
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
• Центр песка и воды
• Центр математики и манипулятивных игр
• Центр естествознания и науки
• Центр кулинарии
• Открытая площадка
Центр математики и манипулятивных игр
Относится к познавательной образовательной области.
В этом центре дети могут считать количество посуды, нужное для кормления кукол, а могут классифицировать чайную и столовую посуду, находить равенство, узнавать цвета.
Некоторые дети неохотно идут в этот центр, они могут подолгу сидеть в центре сюжетно ролевой игры и вот тогда воспитателю необходимо вклиниваться в игру, где можно решать математические задачи. Например, в сюжетно ролевой игре «Семья» можно накрывать на стол и посчитать количество посуды, выяснить цвет тарелочек и чашек и многое другое.
Формы:
-работа в центре активности;
-обучение в повседневных бытовых ситуациях (младший дошкольный возраст);
- демонстрационные опыты (младший дошкольный возраст);
- сенсорные праздники на основе народного календаря (младший дошкольный возраст);
- свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики (младший дошкольный возраст);
- самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы)
Методы:
- практические;
- наглядные;
- словесные;
- игровые.
Приёмы:
- мотивация (сюрпризный момент, соревнования, проблемная ситуация, общение с игровым персонажем);
- рассказ, беседа, описание, объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, демонстрация, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры;
Центр строительства. Относиться к образовательной области «Художественно –эстетическое развитие». Основной задачей строительного центра является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей. Развитие у детей мелкой моторики, развитие представлений о социальном окружении, коммуникативных умений. Накопление сенсорного опыта.
Формы:
-Создание образовательно-развивающих ситуаций;
-Наблюдение, беседа с детьми о реальных предметах;
-Индивидуальная и совместная форма выполнения заданий.
Методы:
-Показ наиболее общих способов построения предметов каждой группы;
-Демонстрация готового наглядного образца;
-Словесное и наглядное обозначение требований к будущему продукту конструирования; -Создание условий, стимулирующих возникновение и развитие самостоятельного конструктивного замысла ребенка.
Приемы:
-Всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла;
-Прием сотворчества (достроить, перестроить, т. е. применять частичный образец.
-Игровые приемы.
Центр естествознания и науки
Относится к познавательной образовательной области.
В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:
• развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
• развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
• формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;
• развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;
• развитие речи и других коммуникативных навыков;
• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;
• обогащение эмоциональных переживаний ребенка;
• обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия.
Формы:
- работа в центрах активности;
- беседы;
- экскурсии;
- прогулки;
- работа в уголке природы;
- работа на групповом участке
Методы:
- наглядные;
- практические;
- словесные.
Приёмы:
- показ предметов, показ образца, наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов;
- демонстрация картин, иллюстраций;
- рассказ, беседа, чтение;
- игры, труд в природе, элементарные опыты.
Литературный центр. Относиться к образовательной области «Речевое развитие». В этом центре можно решать разные образовательные задачи. Например, Поместить книги, которые помогут детям овладеть счетом, научить различать оттенки цветов, формировать новый словарь в свободном познании.
Формы:
Беседы, речевые ситуации, составление сказок, пересказы, отгадывание загадок. Разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры, чтение художественной литературы;
Методы:
Наглядные. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал;
Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Приемы:
-Игровые приемы (игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.)
-Демонстрация картин, иллюстраций.
Центр искусства
Относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
С помощью данного центра можно решить следующие образовательные задачи:
• Эмоциональное развитие
• Сенсомоторное развитие
• Социальное развитие
• Интеллектуальное развитие
• Художественно эстетическое развитие
Формы:
- работа в центрах активности;
- продуктивная деятельность;
- фронтальная, подгрупповая, индивидуальная;
- игровая беседа;
- индивидуальная и совместная форма выполнения заданий.
Методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Приёмы:
- наблюдение;
- образец, показ воспитателя;
- беседу;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- художественное слово;
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Центр сюжетно-ролевый игры. Относиться к образовательной области «Социально коммуникативное развитие» Игра- основной вид деятельности детей. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка. Сюжетно ролевая игра обеспечивает детскую активность, самостоятельность, сомовыражение, самодеятельность.
Формы:
-Игровые ситуации
-Творческие игры
-Сюжетно-ролевые игры
-Театрализованные игры
Методы:
-Игровой метод
-Словесный метод
-Наглядный метод
Приемы:
-Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру.
-Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру.
-Игровые приемы - используются педагогом для обучения или организации жизни детей.
Центр песка и воды
Помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
С помощью данного центра можно решить следующие образовательные задачи:
• Математическое развитие.
• Развитие естественнонаучных представлений.
• Речевое развитие
• Социальное развитие
Формы:
- работа в центрах активности;
- беседа;
- предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека;
Методы:
- наглядный;
- словесный;
- практический.
Приёмы:
- наблюдения, иллюстрация;
- беседы, чтение художественной литературы;
- игры, эксперименты, опыты.
Открытая площадка. Прогулка способствует умственному и физическому развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Задачи прогулки:
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- оптимизировать двигательную активность детей;
- способствовать познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию детей.
Формы:
Подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, тематические беседы и рассказы, игровые ситуации, закаливающие процедуры.
Методы:
-Наглядный.
- Словесный: объяснения, пояснения, указания, подача сигналов, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа.
-Практический.
Приемы:
-Наглядно-зрительные приемы (показ упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры)
-Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни,
-Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);
-Предоставление возможности самостоятельно отбирать способы действий в игровых ситуациях;
-Поощрение самостоятельной двигательной активности детей, поддерживание положительных эмоций.
Центр кулинарии
Благодаря центру кулинарии можно решить некоторые образовательные задачи:
• Развитие математических представлений и навыков счета.
• Развитие речи.
• Развитие социальных навыков.
• Сенсомоторное развитие.
• Общее интеллектуальное и личностное развитие.
Формы:
игровая ситуация
подгрупповая
инвидуальная
Игровая беседа
Методы:
- наглядный;
- словесный;
- практический.
Приёмы:
- наблюдения;
- образец, показ;
- беседа;
- чтение литературы