Селимат Курбанова
Югорский трамплин в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительные перемены в современном мире делают необходимым формирование в детях желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Поэтому в них необходимо заложить основы способностей: принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор. Мы знаем, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Как же этого достичь.
В практике нашего детского сада МБОУ «Солнышко» используется программа «Югорский трамплин» под редакцией. Е. Г. Юдиной, Л. С. Виноградовой, Н. В. Мальцевой. Вот уже второй год работы подходит к концу. Хотелось бы поделиться опытом работы.
Публикация «Югорский трамплин в ДОО» размещена в разделах
Образовательная программа «Югорский трамплин» разработана на основе научных исследований и широко признанных во всем мире технологий организации педагогического процесса. Цель программы: способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни. Программа имеет личностно-ориентированную технологию — задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
Программа представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий, ни определенных тематизмов, ни определенной предметной последовательности или логики, по которой, с точки зрения авторов программы, имеет смысл двигаться педагогу в образовательном процессе.
Цель программы:
1. Развитие таких способностей у ребенка,
которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире:
• постоянно учиться;
• критично мыслить, умение делать выбор и нести ответственность;
• ставить и решать проблемы;
• заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде;
• быть творческим, проявлять изобретательность;
• конструктивизм (дети конструируют или строят свое собственное понимание мира).
2. Индивидуализация образовательного процесса (индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом освоения знаний. Центры активности дают возможность самостоятельно индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов).
3. Участие семьи (участие всех семей приветствуется во всем многообразии его форм).
Основные ценности программы «Югорский трамплин» :
• качество
• коллективизм
• предоставление
• возможностей
• сотрудничество
• обучение
• забота о здоровье
• поддержка
• различия
• непрерывность
Принципы, которые отличают программу «Югорский трамплин» от всех других:
• организация развивающей среды
• проектно-тематическое (или интегрированное) обучение
• участие семьи в образовании детей
• особенности планирования работы с детьми
• организация среды
Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Среда служит для реализации самостоятельных замыслов ребенка, саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.
Работа воспитателя по программе «Югорский трамплин» всегда начинается с создания в группе развивающей среды. В программе дается подробная характеристика общих принципов создания среда развития детей дошкольного возраста.
Вся площадь группы разделена на центры:
- литературный центр (Центр грамотности и письма);
- центр кулинарии;
- центр искусства;
- центр науки и естествознания;
- центр воды и песка;
-центр искусства (изобразительного творчества);
-центр сюжетно-ролевой игры.
Каждый центр активности - это маленькая творческая лаборатория, в которой подготовленные материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей и просто весёлых и полезных действий. Материалы в центрах, всегда «избыточно достаточны», то есть, их столько и такого вида, что разные дети найдут себе дело по интересам и по способностям без непосредственного присутствия взрослых. Это всегда «открытые материалы» - что бы с ними ни делали дети, всё будет полезным, развивающим, успешным и правильным.
Центры активности - место работы детей, поэтому в них всегда много материалов изготовленных или находящихся в стадии изготовления, демонстрирующих их успехи и достижения. Значительная часть материалов в центрах регулярно сменяется, так как они всегда отражают содержание темы, которой живёт группа.
Каждый день работают практически все центры - их количество напрямую не зависит от количества взрослых и ориентировано только на потребности и интересы детей. В нашей группе в день бывает задействовано три или четыре центра в силу небольшой площади группы. В работе центров не существует планомерного передвижения детей, так как необходимости прохождения каждого ребёнка через каждый центр нет.
Задача и ответственность взрослых - подготовить «стартовую» среду в центрах - материалы, рабочие места, а также умело рассказать, «презентовать» детям то, что их ждёт в разных центрах.
Каждый день мы собираемся в круг с детишками для обсуждения разных тем. На утреннем сборе мы вместе с детьми определяем, кто и в каком центре намерен провести время. Дети высказывают свои предпочтения и пожелания и на доске выбора фиксируют свой выбор с помощью условных обозначений (в нашей группе – это фотографии наших воспитанников). Выбор центра - за детьми. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка.
Групповой сбор - один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы.
Задача итогового сбора — рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. На итоговый сбор дети приносят свои работы — рисунки, написанные слова, прочитанные книги, выпеченное печенье — все, что может быть принесено. Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.
Что не менее важно – во время таких сборов воспитатель может узнать, что интересно детям, их предпочтения, и на основе высказываний детей появляется возможность определить тему недели. Это будет интересно для детей, тем самым воспитанники проявят большую активность.
В рамках данной программы очень важно участие родителей, которые своим участием придают воспитанникам больше сил, стимул для большей познавательной активности. Мы совместно с родителями организуем «Литературные вечера», где по возможности приходит родитель и читает детям свою любимую книгу, и впоследствии обсуждает ее вместе с воспитанниками. Также у нас имеется «Копилка идей», куда родители могут закинуть послание о том, чем интересуется ребенок. Немаловажную роль играют родители в обогащении развивающей предметно-пространственной среды. Программа определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов». Организация программы, ориентированной на ребенка. Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка».
Центр песка и воды
Центр науки и естествознания
Стена выбора
Центр искусства
Паутинка по теме неделе "Космос"
Паутинка по теме неделе "Космос"
Центр кулинарии
Веселый паровоз в приемной - дети вставляют свои фотографии в вагончики, обозначая свое нахождение в группе
Центр математики
Учим буквы вместе с мамой
Центр искусства