Папки-передвижки

«Формула радости» (из опыта работы по взаимодействию с семьёй)

Людмила Щербакова
«Формула радости» (из опыта работы по взаимодействию с семьёй)
▼ Скачать + Заказать документы

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». (ст. 44 Закона РФ «Об образовании»).

В семье ребёнок учится любить, познавать, радоваться, проявлять сочувствие, творить. Эмоционально-нравственный опыт закладывается в условиях семьи, там создаются первые настоящие убеждения и идеалы, ребёнку прививают культурные ценностные ориентации, традиции, учат правильно относиться к окружающим людям и деятельности.

Публикация «„Формула радости“ (из опыта работы по взаимодействию с семьёй)» размещена в разделах

Взаимодействие ДОУ с семьёй – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития партнёрских отношений между детским садом и семьёй в процессе воспитания гармоничной, духовно развитой личности дошкольника в свете требований ФГОС ДО, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Опыт взаимодействия с семьёй в МБДОУ «Детский сад № 254» формировался и собирался по крупицам. В «нашу копилку» отправлялись эффективные методы, приёмы, засчитывались даже маленькие победы, подмечались нюансы, находки, поддерживались инициативы, интересные предложения. Вопросы, проблемы, которые волновали родителей, также не оставались без внимания.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ осуществляется по нескольким направлениям: информационное, познавательное, досуговое) и в соответствии с принципами (добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребёнку и к каждой семье). Ежегодно годовой план работы Учреждения включает блок «Взаимодействие с семьей». В нем прописываются задачи, мероприятия с участием родителей, которые тесно связаны и с годовыми задачами, и с запросами родителей (законных представителей).

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка проводится анкетирование родителей (Приложение 1). На основе собранных данных, проводится анализ особенностей каждой семьи, её специфики и семейного воспитания каждого дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать её индивидуальные особенности. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

1. Родители – активисты, которые принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3. Родители – наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Благодаря данному анализу у педагогов МБДОУ появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Опыт работы показал : позиция родителей в вопросах развития и воспитания стала более гибкой, они становятся более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 20 % родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 80% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка. 95% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях. Родителей – наблюдателей становится меньше; увеличивается число родителей – активистов; растёт количество родителей – исполнителей.

Познавательное направление – это обогащение родителей (законных представителей) знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Цели взаимодействия с семьёй сформулированы педагогами МБДОУ так:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей есть необходимость решить следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Для эффективности реализации поставленных задач весь коллектив детского сада осуществляет разные формы и методы работы с родителями.

В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогами и родителями, к Педагогическому совету, на котором ежегодно утверждается план работы учреждения на следующий учебный год (август, педагоги совместно разрабатывают планирование блока «Взаимодействие с семьёй» (Приложение 2, в котором отражены все формы и методы работы с родителями каждой возрастной группы.

На каждом общем и групповых собраниях родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, выражается благодарность, и вручаются благодарственные письма и грамоты. Подбор музыки, создание атмосферы добра, уюта и тепла способствуют созданию доверительной атмосферы, снятию напряжения, позитивному настрою, взаимной симпатии, эмоциональной открытости и интересу к обсуждаемым вопросам. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или произносят слова благодарности. Это помогает родителям откровенно говорить о различных проблемах, возникающих в семьях. С интересом родители относятся к буклетам, программкам, небольшим по объёму текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки (Приложение 3).

Форма работы через родительские уголки традиционна, но эффективна. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей, воспитатели используют различные рубрики, (например, «Наша жизнь», «Чем и как занять ребёнка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Благодарим» «Это интересно», «Обратите внимание», и др., в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, рекомендации. Наиболее востребованными (кроме родительских уголков) оказались семейные газеты, которые родители оформляют к разным датам (к календарным праздникам, дням рождения детей и воспитателей, к выпускному вечеру и др.).

Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, но и трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; пробовать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родителями из других семей.

Родители становятся активными участниками многих мероприятий, помощниками. Атмосфера доброжелательности становится характерной для общих дел в детском саду. У многих родителей, благодаря тактичному, высокопрофессиональному, индивидуальному подходу педагогов детского сада открываются скрытые таланты, о которых они не подозревали! Было много восторгов и удивлений. За последние 2-3 года родители начали проявлять желание участвовать в развлечениях и праздниках. Поэтому в сценарии праздников, досугов и развлечений был сделан акцент на взаимоотношениях детей и родителей посредством включения в совместную деятельность (игры, исполнение ролей в парах). Такой подход обогатил отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребёнок растёт не от хлеба, а от радости». Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди для ребёнка! Участвуя в процессе подготовки и проведении досуговых мероприятий, родители увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания!

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

В. А. Сухомлинский

Живой интерес родителей вызывают выставки семейных творческих работ, а также районные смотры-конкурсы. Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. Участие семей в мероприятиях детского сада и района не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, мы заранее размещаем информацию в виде сообщений в соц. сетях, на сайте Учреждения, в уголках для родителей на стендах. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать воспитанников и их мам, пап, бабушек…

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители!

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»

Ф. Ларошфуко

Сегодня это особенно актуально. Необходимо хвалить своих родителей, и делать нужно это при любом удобном случае, и родители обязательно это оценят. Родителям вручаются грамоты, выражается благодарность за проявленное участие в жизни детского сада. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками семей наших воспитанников. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребёнка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у педагогов МБДОУ «Детский сад № 254» сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Мы вывели «формулу радости», которая «работает» на пользу всем: нашим воспитанникам, педагогам и родителям. Это: добро, комфорт, движение, гармония, доверие.

Приложение 1

Анкета №1 "Запросы родителей"

Уважаемые родители!

Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Ф. И. ребёнка ___

2. Дата рождения ___

3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)

• на общее развитие

• на подготовку к школе

• по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)

• на приобщение к русской национальной культуре

• на воспитание экологической культуры

4. Какие кружки, клубы хотел бы посещать Ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду

• рисование

• прикладное искусство

• лепка из теста

• экологический кружок

• театральная студия

• другое (перечислите конкретно) :

___

5. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами в будущем учебном году

• Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в 1 класс школы

• Как подготовить ребёнка к школе

• Как воспитать здорового ребёнка

• Защита прав и достоинства маленького ребёнка

• Воспитываем в ребёнке самостоятельность

• Как развить творческие способности у детей

• Как уберечь ребёнка от несчастного случая

• Как правильно общаться с детьми

• Что должен уметь ребёнок этого возраста

• Развитие речи ребёнка Вашего возраста

• О культуре поведения

6. Что бы Вы хотели изменить в жизни детского сада:

• в образовательном процессе

• в воспитательном процессе

• в работе с родителями

7. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребё нка:

• психолога

• медицинского работника

• педагога

• другого специалиста

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ

(выписка из годового плана)

Название мероприятия Цель проведения мероприятия Сроки проведения Участники мероприятия Ответственные

Оформление информационных стендов в группах, в холле детского сада, на сайте учреждения Размещение информации для родителей (законных представителей) о деятельности МБДОУ «Детский сад № 254».

Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, развития, образования ребёнка в детском саду.

Сентябрь

Родители всех возрастных групп

Ст. воспитатель

Воспитатели

Презентация детского сада Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада.

Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей.

Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду.

Сентябрь

Родители вновь зачисленных детей

Заведующий,

Ст. воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

Музыкальный руководитель

Анкетирование «Давайте знакомиться!» Получение и анализ первичной информации о ребёнке и его семье. Составление социального паспорта семей.

Сентябрь Родители вновь зачисленных детей

Воспитатели

Консультация «Я иду в детский сад!» Консультирование родителей об особенностях поведения ребёнка во время адаптации к детскому саду

Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания, развития и образования детей.

Сентябрь

Родители

группы раннего возраста (вновь зачисленные)

Воспитатели

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Развитие воспитательного потенциала семьи

Активизация взаимодействия родителей с ребёнком с целью речевого развития детей.

Сентябрь Родители

2-ой младшей группы

Воспитатели

Консультация «Развиваем связную речь» Привлечение родительского интереса к речевому развитию ребенка

Повышение уровня педагогических знаний родителей по вопросам воспитания, развития и образования детей

Сентябрь Родители

средней группы

Воспитатели

Консультация «Развиваем речь, играя» Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребёнка в семье

Педагогическое просвещение родителей

Повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребёнка в школе

Сентябрь

Родители подготовительной группы

Воспитатели

Групповые родительские собрания Знакомство родителей с задачами воспитания, развития и образования детей на 2017-2018 учебный год, психологическими и возрастными особенностями возрастных периодов детей дошкольного возраста

Выборы родительского комитета группы

Сентябрь

Родители всех возрастных групп Заведующий,

Ст. воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

Заседание № 1

Совета родителей МБДОУ Знакомство администрации МБДОУ с новым составом Совета родителей

Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в деятельность детского сада

Сентябрь

Председатели родительских комитетов групп

Заведующий

Приложение 3

Памятка для родителей будущих первоклассников:

1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.

2. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.

3. Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.

4. Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.

5. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.

6. относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.

7. Никогда не используйте труд как средство наказания.

Публикации по теме:

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по личностно-ориентированному взаимодействию в ДОУ .

Фотоотчет о Дне космонавтики «Выставка как одна из форм работы по взаимодействию с семьей»Фотоотчет о Дне космонавтики «Выставка как одна из форм работы по взаимодействию с семьей» Одной из активных форм работы по взаимодействию с семьей являются выставки творческих работ. Совместная деятельность по подготовке и участию.

Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС  .

Перспективный план работы по взаимодействию с родителями в средне — старшей группеПерспективный план работы по взаимодействию с родителями в средне — старшей группе Перспективный план работы с родителями в средне - старшей группе «Смешарики» на 2017 – 2018 г. Сентябрь1. Родительское собрание «Будем знакомы!».

План работы по взаимодействию с музыкальным руководителемПлан работы по взаимодействию с музыкальным руководителем План работы по взаимодействию с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2015 – 2016 г. Сентябрь. 1. Познакомить.

План работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне — старшей группеПлан работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне — старшей группе План работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2016 – 2017 г. Сроки, содержание.

Планирование работы по взаимодействию детского сада и библиотекиПланирование работы по взаимодействию детского сада и библиотеки План совместной работы МБДОУ «Зеленогорский детский сад» и МУК «Зеленогорская модельная библиотека» на 2017 – 2018 учебный год. № п/п,.

Планирование работы по взаимодействию воспитателя старшей группы с музыкальным руководителемПланирование работы по взаимодействию воспитателя старшей группы с музыкальным руководителем План работы по взаимодействию с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2017 – 2018 г. Сроки, содержание. Сентябрь. 1.

Проектная деятельность по взаимодействию с семьёй в средней группе Дошкольная образовательная организация и семья являются первичной социализации ребенка в обществе, что требует их плодотворного взаимодействия.

Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольников (из опыта работы) Аннотация: Данная статья направлена на взаимодействие с семьёй по физическому воспитанию и развитию дошкольников. В современных условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формула радости» (из опыта работы по взаимодействию с семьёй)
Опубликовано: 15 августа 2019 в 11:33
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формула радости» (из опыта работы по взаимодействию с семьёй)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Щербакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД