Людмила Вайс
Формирования патриотических, нравственных и семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Автор публикации: Вайс Людмила Сергеевна, учитель-дефектолог МБДОУ детский сад "Чебурашка", с. Усть-Большерецк, Камчатский край.
«Формирование патриотических, нравственных и семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья 3-5 лет»
Преобразования в общественно-политической, культурной и образовательной жизни России, нестабильная политическая ситуация, негативная трансформация традиционных ценностей обуславливают актуальность патриотического воспитания, формирование нравственных и традиционных ценностей на всех ступенях образования.
Особая роль в воспитании подрастающего поколения отводится дошкольному образованию. Именно в этот период закладываются важные качества личности и гражданина.
Вопрос формирования патриотических, нравственных и семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья стоит наиболее остро. Дети с задержкой психического развития – это категория детей с ограниченными возможностями здоровьями. Они испытывают трудности в обучении, не обладают достаточным уровнем познавательного и личностного развития. Представления об окружающем мире недостаточно сформированы, слабо развиты когнитивные операции, низкий уровень речевого развития, познавательной активности, страдает регуляция поведения, нарушены навыки моторного планирования, недостаточна развита сюжетно-ролевая игра.
При организации занятий по формированию патриотических, нравственных и семейных ценностей важно учитывать активные формы работы – дети должны много двигаться и ощущать, а специально подобранная развивающая среда должна активизировать детей на творческую, речемыслительную деятельность, быть мягкой и терапевтичной.
В своей работе я отдаю большое предпочтение технологии «Мягкая образовательная среда «ТАФИ» — это многофункциональные текстильные игры российского производства. Простые на вид и имеющие неограниченный коррекционный, терапевтический и развивающий потенциал.
Для реализации системы работы по формированию патриотических, нравственных и семейных ценностей мы подобрали дидактический материал – кейс развивающих пособий российского торгового знака «ТАФИ»:Набор текстильных карандашей «Вязаная графика»; Развивающая игра «Мнушки»; Развивающая игра «Палочки-игралочки»; Развивающая игра «Прыг-скок»; Игровой набор «Шифоновая радуга»; Игровой набор «Меховая рукавичка»; Холсты для рисования.
Был разработан игропрактикум для малышей «Мягкая Камчатка», включающих в себя 10 тем: «Моя малая Родина. Мое село, улица, дом»; «Как в лесу на кочке выросли ягоды, да грибочки»; «Моя Родина-моя Россия», «Мой край любимый и родной Камчатка»; «Ты и я -мы с тобой друзья»; «День матери»; «Зимующие птицы Камчатского края»; «Народная игрушка»; «Рыбы Камчатки», «День победы», «Международный день семьи».
Все темы соответствуют комплексно-тематическому планированию в средней (комбинированной) группе, программам образования и воспитания дошкольников ДОО, занятия проводятся в соответствии с планом.
Структура каждого занятия:
1. введение в игру с постановкой детской цели, здесь используется приемы сторителлинга – истории, в которых персонажи Зайка и лисичка (игрушки-мнушки) попадают в различные ситуации, а дети становятся их помощниками, участниками сказочных событий!
2. основной этап содержит подборку игр по теме – моторные игры, речевые, познавательные. Используются стихотворения, ритмические песенки, музыкальные игры. Обязательной частью и главной изюминкой становится изобразительное творчество - рисование на холстах текстильными карандашами (вязаная графика)
3. заключительный – рефлексивный этап. Дети делятся чувствами, знаниями, успехами, проблемами. Подводятся итоги занятия!
Эффективность организации образовательной деятельности детей оцениваются методом включенного наблюдения. Все дети активны и мотивированы на выполнение заданий, помогают друг другу, ждут очереди, отвечают на вопросы и совместно рассуждают. Легкая игровая форма, правильно подобранные пособия и простой сюжет создают радостную атмосферу, в которой дети чувствуют себя комфортно. Они легко усваивают знания и переносят их в другие виды деятельности. Такие занятия развивают внимание, мышление, моторные навыки, навыки взаимопомощи, сотрудничества. Развивается воображение за счет использования предметов-заместителей и необычных тактильных материалов. Это позволяет сделать вывод, что занятия, организованные с применением технологии «Мягкая образовательная среда «ТАФИ» имеют большую педагогическую ценность и помогают экологично и эффективно организовать занятия по формированию патриотических, нравственных и семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья 3-5 лет.