Елена Жданова
Формирование этнографической культуры на различных уровнях обучения обучающихся в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Народ существует,
пока существует язык,
традиции, обычаи»
писал К. Д. Ушинский.
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.
Публикация «Формирование этнографической культуры на различных уровнях обучения обучающихся в ДОУ» размещена в разделах
Курс краеведения «Белгородоведение» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным районом, селом, Белгородским краем.
В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
В основе формирования этнографической культуры воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
• приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
• формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.
Т. е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя.
Образовательная цель состоит в том, чтобы приобщить детей по всем видам национального искусства - от архитектуры - до живописи; от пляски, сказки и музыки до театра.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания детского сада, группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:
- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;
- знакомство с русскими народными игрушками и играми;
- создание «Русской избы» в детском саду.
Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни - потягушечки», «Кашку варили».
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».
В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.
Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке.
В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.
Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками
Русские народные игры привлекают наше внимание не только как жанр устного народного творчества,но и как огромный потенциал для физического развития ребенка,так как происходит организация двигательной активности. Кроме того, детям интересно увидеть в действии предметы старины : покачать в зыбке куклу,или растолочь в ступе зерно.
Эти игры для детей дошкольного возраста ещё и ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.
Они являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.
Но народные игры – не единственные приемы формирования этнографической культуры. Сюда относятся и фольклорные песни и обрядовые праздники.
Еще К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обычная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». Развивая идеи К. Д. Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока-Росинский указывал на то, что «человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей для ребёнка является его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его».
Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д. ,– это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Из опыта и наблюдений, считаю для привития детям народных традиций самым доступным – это народные песни.
Народная песня один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории.
Народная песня учит детей чувствовать красоту мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. Народная песня развивает воображение, обогащает словарный запас и познания окружающего мира, воспитывает любовь к Родине.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями:
- «Колыбельных песен»,
которые учат детей петь задушевно, ласково, с теплотой. Воспитывают любовь к матери.
- «Частушек. Лирических песен».
Это песни с особенностями содержания, которые учат чувствовать и ценить юмор, колоритность исполнения.
- «Хороводные, обрядовые, игровые песни, танцы».
Ведь хоровод - это жанр, в котором поэтико–музыкальное творчество тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Через хороводы дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, а также красотой родной природы.
- «Детских песен. Колядок»
Песни этого направления имеют игровой и импровизированный характер, доступный, весёлый, жизнерадостный ритм, и яркую, задорную мелодию.
Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.