Папки-передвижки

Формирование этнографической культуры на различных уровнях обучения обучающихся в ДОУ

Елена Жданова
Формирование этнографической культуры на различных уровнях обучения обучающихся в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Народ существует,

пока существует язык,

традиции, обычаи»

писал К. Д. Ушинский.

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.

Публикация «Формирование этнографической культуры на различных уровнях обучения обучающихся в ДОУ» размещена в разделах

Курс краеведения «Белгородоведение» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным районом, селом, Белгородским краем.

В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

В основе формирования этнографической культуры воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

• приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.

Т. е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя.

Образовательная цель состоит в том, чтобы приобщить детей по всем видам национального искусства - от архитектуры - до живописи; от пляски, сказки и музыки до театра.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания детского сада, группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:

- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

- знакомство с русскими народными игрушками и играми;

- создание «Русской избы» в детском саду.

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни - потягушечки», «Кашку варили».

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке.

В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками

Русские народные игры привлекают наше внимание не только как жанр устного народного творчества,но и как огромный потенциал для физического развития ребенка,так как происходит организация двигательной активности. Кроме того, детям интересно увидеть в действии предметы старины : покачать в зыбке куклу,или растолочь в ступе зерно.

Эти игры для детей дошкольного возраста ещё и ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Они являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.

Но народные игры – не единственные приемы формирования этнографической культуры. Сюда относятся и фольклорные песни и обрядовые праздники.

Еще К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обычная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». Развивая идеи К. Д. Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока-Росинский указывал на то, что «человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей для ребёнка является его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его».

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д. ,– это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Из опыта и наблюдений, считаю для привития детям народных традиций самым доступным – это народные песни.

Народная песня один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории.

Народная песня учит детей чувствовать красоту мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. Народная песня развивает воображение, обогащает словарный запас и познания окружающего мира, воспитывает любовь к Родине.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями:

- «Колыбельных песен»,

которые учат детей петь задушевно, ласково, с теплотой. Воспитывают любовь к матери.

- «Частушек. Лирических песен».

Это песни с особенностями содержания, которые учат чувствовать и ценить юмор, колоритность исполнения.

- «Хороводные, обрядовые, игровые песни, танцы».

Ведь хоровод - это жанр, в котором поэтико–музыкальное творчество тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Через хороводы дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, а также красотой родной природы.

- «Детских песен. Колядок»

Песни этого направления имеют игровой и импровизированный характер, доступный, весёлый, жизнерадостный ритм, и яркую, задорную мелодию.

Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Публикации по теме:

Консультация «Работа по профориентации и самоопределению обучающихся в ДОУ» Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь.

Формы и методы производственного обучения, влияющие на творческую активность обучающихся Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Тамбовский политехнический.

Формирование информационной культуры ребёнка в условиях сотрудничества ДОУ и семьи Формирование информационной культуры ребёнка в условиях сотрудничества ДОУ и семьи Современные родители все меньше времени уделяют воспитанию.

Формирование нравственных качеств у дошкольника в различных видах деятельности Я подчеркиваю ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в нравственном становлении детей и считаю, что использование предложенных.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на занятиях модульным оригами» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района.

Речь — показатель культуры. Воспитательное мероприятие для обучающихся 5 классов с ОВЗ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными.

Родительское собрание в ДОУ «Формирование культуры здоровья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Формирование основ различных архитектурных форм. Презентация «Старинные здания Калининграда» Первое здание на слайде – одно из красивейших в нашем городе – Кафедральный собор. В нём похоронен знаменитый философ Иммануил Кант. Второе.

Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи самоконтроля при письме Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи само-контроля при письме. Учитель-логопед Анисимова Юлия Евгеньевна Одной из.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование этнографической культуры на различных уровнях обучения обучающихся в ДОУ
Опубликовано: 23 октября 2018 в 18:35
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование этнографической культуры на различных уровнях обучения обучающихся в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жданова (УИ 448399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД