Получи документы

Формирование экологической культуры дошкольников

Азалия Мещерякова
Формирование экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование экологической культуры дошкольников»

Экология (от древнегреческого слова «экойс» – дом, обитание, жилище, «логос» - учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней.

Впервые данный термин был введен в 1886 году немецким биологом Эрнстом Генрихом Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ с окружающей средой.

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников» размещена в разделах

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование и развитие экологической культуры человека.

Экологическая культура – часть общей культуры человека, направленная на гармоничное сосуществование человеческого общества и окружающего природногомира.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Как писал политический деятель Анатолий Васильевич Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

Впервые «направление экологическое воспитание в детском саду» появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и было нацелено на ознакомление ребенка с природой.

В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому, т. е. к природосбережению.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. ; Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, экологическое воспитание является одним из приоритетеных направлений развития воспитания в дошкольной организации и ставит перед педагогами следующие задачи:

1. Развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира.

2. Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Эффективность развития экологической культуры дошкольников состоит в использовании педагогом разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – позволяют воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Наблюдение является основным методом экологического воспитания.

Наблюдение –это специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных, сезонных наблюдений.

Наблюдение необходимо сопровождать точной речью педагога и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию :

- непрерывная образовательная деятельность;

- экскурсии, целевые прогулки;

- экологические досуги и праздники;

- экологические акции;

- прогулки;

- трудовая деятельность на прогулке, уголке природы, цветнике (огороде);

- проектная деятельность.

Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания.

Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.

Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Формы работы с родителями :

- анкетирование, опросы;

- родительские собрания, семинары, мастер-классы, консультации;

- оформление наглядной информации

- совместные акции, конкурсы, выставки

- совместные праздники, досуги

- выпуск газет, плакатов, журналов, фотоальбомов

- привлечение к субботникам, озеленению территории

- совместные экскурсии

- участие в проектной деятельности.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Педагог при формировании экологической культуры дошкольника всегда должен придерживаться следующих принципов:

- научность;

- доступность;

- целостность; (реализация данной работы во всех видах деятельности)

- деятельность;

- системность.

Формирование экологического сознания, экологической культуры ребенка— это длительный процесс, который требует от педагога личной убежденности, умения заинтересовать и пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу. Ведь только экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2022 в 17:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Азалия Мещерякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД