Азалия Мещерякова
Формирование экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование экологической культуры дошкольников»
Экология (от древнегреческого слова «экойс» – дом, обитание, жилище, «логос» - учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней.
Впервые данный термин был введен в 1886 году немецким биологом Эрнстом Генрихом Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ с окружающей средой.
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование и развитие экологической культуры человека.
Экологическая культура – часть общей культуры человека, направленная на гармоничное сосуществование человеческого общества и окружающего природногомира.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Как писал политический деятель Анатолий Васильевич Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.
Впервые «направление экологическое воспитание в детском саду» появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и было нацелено на ознакомление ребенка с природой.
В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому, т. е. к природосбережению.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. ; Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, экологическое воспитание является одним из приоритетеных направлений развития воспитания в дошкольной организации и ставит перед педагогами следующие задачи:
1. Развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира.
2. Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Эффективность развития экологической культуры дошкольников состоит в использовании педагогом разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – позволяют воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Наблюдение является основным методом экологического воспитания.
Наблюдение –это специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных, сезонных наблюдений.
Наблюдение необходимо сопровождать точной речью педагога и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию :
- непрерывная образовательная деятельность;
- экскурсии, целевые прогулки;
- экологические досуги и праздники;
- экологические акции;
- прогулки;
- трудовая деятельность на прогулке, уголке природы, цветнике (огороде);
- проектная деятельность.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания.
Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.
Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Формы работы с родителями :
- анкетирование, опросы;
- родительские собрания, семинары, мастер-классы, консультации;
- оформление наглядной информации
- совместные акции, конкурсы, выставки
- совместные праздники, досуги
- выпуск газет, плакатов, журналов, фотоальбомов
- привлечение к субботникам, озеленению территории
- совместные экскурсии
- участие в проектной деятельности.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Педагог при формировании экологической культуры дошкольника всегда должен придерживаться следующих принципов:
- научность;
- доступность;
- целостность; (реализация данной работы во всех видах деятельности)
- деятельность;
- системность.
Формирование экологического сознания, экологической культуры ребенка— это длительный процесс, который требует от педагога личной убежденности, умения заинтересовать и пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу. Ведь только экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.