Анжела Грачева
Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к
природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Публикация «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическоевоспитание является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Мир природы удивителен и прекрасен.
Но далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является
формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы Кубани.
Работая над проектом, я ставила перед собой следующие задачи:
создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе Краснодарского края.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, пространства и материалов.
Работая над развитием предметной среды, я стремилась сделать её максимально насыщенной, функциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям, в группе оформлена выставка книг, которая знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое.
Большую помощь в работе по экологии нам оказывают книги. Это
сказки В. Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина – Сибиряка, рассказы Н. Чарушина, Е. Пермяка.
С. Н
.
Для повышения качества своей работы, использую здоровьесберегающие технологии. Их цельюявляется обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада, решением его основных задач.
П ри взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Особое местозанимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, земли, растений, об их изменениях). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Также в своей работе активно использую технологии проектной деятельности. За время работы я разработала три экологических проекта :
1.«Настоящее чудо природы-мёд»
2.«ПЕРЕПЁЛКА-МАЛЕНЬКОЕ СОКРОВИЩЕ»
3. Литопсы – «Живые камушки».
Настоящее чудо природы.
Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Реализуя проекты, проводила конкурсы детских рисунков и поделок, викторины и «Природа родного края»
Дети вместе с родителями принимают активное участие в проводимых акциях и конкурсах.
Акции
1. «Спасибо от ёжика»
2. Вторая жизнь коробки»
3. «Мы друзья твои, природа»
4. «Каждой птичке по домику»
5. «Кормушка для пичужки»
6. «Посмотри как хорош, район в котором ты живёшь»
7. «Спасём деревья с эколятами»
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая
это, стараюсь включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только, опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека.
Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (выставкам, природоохранным акциям, развлечениям, совместным проектам). Кроме того, такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Можно с уверенностью сказать, что в результате проделанной работы:
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
У детей сформированы уважительное отношение к природе, усвоение конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, прививает им экологические навыки и уважительное отношение ко всему живому.
Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников является системный и творческий подход к решению поставленных задач.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Спасибо за внимание!