елена дорошко
Формирование экологического сознания детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы.
На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками и наблюдая за детьми во время самостоятельной деятельности на прогулке было замечено, что дети порой жестоко и негуманно относятся к природе. Это не только наносит вред окружающему миру, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их.
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Публикация «Формирование экологического сознания детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности» размещена в разделах
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Развивать познавательный интерес к живой природе, научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Поэтому была поставлена цель: способствовать формированию экологических знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности.
Задачи:
- Формировать представления детей об окружающем мире.
- Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
- Воспитывать гуманное и бережное к природе.
Пути реализации:
- создание условий, ППРС в группе;
- использование различных форм и методов работы с детьми;
- обеспечение непосредственного общения детей с живой природой;
- экологическое просвещение родителей.
Методы и формы работы :
1. Организованные:
– экскурсии,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе,
– непрерывная образовательная деятельность.
2. Совместная деятельность :
– наблюдения в уголке природы,
– наблюдение за трудом взрослых на прогулке,
– целевые прогулки на природе,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах,
– рассматривание картин из жизни диких животных,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе,
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность,
– экологические акции с родителями,
– игры (подвижные, дидактические, музыкальные,
– различные виды художественно-эстетической деятельности на экологическую тематику,
– изготовление и обыгрывание макетов «дикие животные, домашние животные».
Предполагаемый результат:
- повышение познавательного интереса к природе;
- накопление определённого багажа знаний, умений;
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- творческая активность воспитанников.
План работы по самообразованию
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь Мониторинг.
Наблюдения за природой.
Прогулки по территории детского сада.
Наблюдение за дождем.
Цель: Закрепить осенние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Знакомить с таким явлением, как дождь.
Рисование «Осенний листопад», «Дождь».
Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной деятельности : рисовать листья на деревьях, дождь с помощью мазков.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
НОД: «Кошка и ее котята»
Цель: Формировать представление о домашних животных: кошке и котятах; развивать интерес к перевоплощению и звукоподражанию, сенсорные эталоны: шерстка мягкая пушистая и т. д. действовать по показу взрослого; формировать любовь к домашним животным.
Рисование: раскрашивание силуэта кошки и котят.
Лепка: «Покормим кошечку».
Чтение художественной литературы: потешки «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота», В. Сутеев «Три котенка».
Слушание песенки «Серенькая кошечка».
НОД «Собака и ее щенки»
Цель: Формировать представление о домашних животных: собака и щенки; развивать интерес к перевоплощению и звукоподражанию; формировать бережное отношение к животным.
Рисование: раскрашивание силуэта собачки.
Лепка: «Витаминки для щенка» Развитие речи: рассматривание картины «Собака со щенками»
Чтение художественной литературы: стихотворение Берестова «Щенок»
Подвижная игра: «Лохматый пёс».
Игры с водой «Водичка, водичка»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды, закрепление свойств воды: чистая, теплая, холодная.
Игры с песком «Печем печенье».
Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.
Цель: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.
Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п. Папка - раскладушка «Осенние прогулки с малышами».
Анкетирование «Экологическое воспитание детей».
Создание картотеки «Дидактических игры по экологии в младшей группе»
Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по экологическому развитию детей.
Октябрь Наблюдение за листопадом.
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Осмотр участка.
Цель: Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.
НОД «У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.
Цель: учить различать овощи - морковь, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.
НОД «У дедушки в гостях». Знакомство с фруктами.
Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.
Наблюдение за комнатными растениями.
Наблюдение за поливом комнатных растений.
Цель: обобщить и закрепить знания о растениях, познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы.
НОД «Курочка и ее цыплята».
Цель: формировать представление о домашних птицах, учить звукоподражанию, развивать способность к двигательно - образному перевоплощению, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Рисование: «Зернышки для цыплят» Лепка: «Покормим цыплят»
Чтение художественной литературы:
К. Ушинский «Непослушный цыпленок», сказка «Курочка Ряба».
Слушание песенки: «Вышла курочка гулять».
Подвижная игра «Курочка-хохлатка» Консультация «Игры на прогулке с песком и водой»
Изготовление эколого – дидактических игр :
«Овощи и фрукты».
«Чей малыш?».
Ноябрь Наблюдения за природой, птицами зимой. Подкормка птиц.
Цель: Формировать у детей желание заботиться о птицах, учить узнавать птиц, называть части тела. Воспитывать интерес к окружающему миру, воспитывать желание помогать птицам зимой.
Наблюдение «Белый снег пушистый»
Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые. Учить любоваться снегом.
Целевая прогулка «Волшебный снежный ком».
Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.
НОД «Путешествие в деревню». Знакомство с козой и козленком.
Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными особенностями.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Козленок», сказка «Волк и семеро козлят», потешки: «Коза рогатая», сказка «Коза-Дереза».
Музыка: «Жил-был у бабушки серенький козлик».
Д/ игра: «Чей детеныш?».
Рисование: «Нарисуем травку».
Слушание песен: «Далеко на лугу пасутся ко…»
Наблюдение за комнатными растениями.
Цель: закреплять знания об строении растений, учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?»
Цель: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!».
Изготовление кормушек.
Декабрь Наблюдения за зимней природой, явлениями, изменениями в природе.
Цель: формировать представления о зиме, об особенностях зимней погоды.
Наблюдения за зимней одеждой. Как одеты люди.
Цели: учить устанавливать взаимосвязь между погодой и одеждой людей, закреплять названия предметов зимней одежды, обогащать словарь, развивать наблюдательность, навыки связной речи, воспитывать любознательность.
Наблюдение «Как снег становиться водой».
Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая вода грязная, значит и снег грязный – в рот его брать нельзя.
Рассматривание картин о зиме, зимних играх и развлечениях.
Беседа «Как мы играем зимой»
Цель: расширять преставления детей о зимних играх и забавах, расширять словарь детей. Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки.
Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку».
Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки) учить любоваться елью, воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки)
НОД: «Зайчиха и ее зайчата». Цель: Формировать представление о диких животных; развивать двигательную координацию и активность; формировать любовь и бережное отношение к диким животным.
Рисование: «Нарисуем дорожку для зайчика».
Рассматривание картины и беседа: «Зайчиха с зайчатами».
Чтение художественной литературы: стихотворение А. Барто «Зайка».
Подвижная игра: «Зайка серенький сидит».
Наблюдение за протиранием широких листьев фикуса. Уход за комнатными растениями.
Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений. Беседа «О совместном с детьми наблюдении за зимней погодой, явлениями, изменениями в природе» Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы».
Презентация темы самообразования.
Январь Наблюдение за снегопадом.
Цели: Знакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие.
Беседа «Холодно ли птицам зимой».
Наблюдение за птицами на кормушке.
Подкормка птиц на прогулке.
Цель: развивать внимательность, умение различать птиц, вызвать интерес к окружающему.
Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки».
Цель: показать, что цветная вода превратилась в цветной лед (твердый, холодный, блестящий, льдинками можно украсить елку.
Д/игра «Большие-маленькие»
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» – «маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т. п.)
НОД: «Дикие звери зимой».
Цель: дать детям представление о диких животных, их особенностях, повадках, питании.
Рисование: «Шишки для мишки». Лепка: «Ягодки для лисят».
Рассматривание иллюстраций и беседа: «Медведи», «Волчица и ее волчата», «Лиса с лисятами».
Чтение художественной литературы: сказки «Теремок», стихотворений А. Барто «Уронили мишку на пол», «Волк и семеро козлят». Консультация «Воспитание любви к природе».
Февраль Наблюдение за птицами зимой.
Цели: углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.
Уход за комнатными растениями.
Цель: Продолжать знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.
НОД «Прогулка на ферму к домашним животным».
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными. Развивать интерес к окружающему миру природы и познавательной активности.
Рисование: «Хвостик для лошадки».
Лепка: «Угощение для животных».
Рассматривание иллюстраций: «Домашние животные», «На ферме».
Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Усатый полосатый», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Коза-дереза».
Д/ игра: «Найди, кого назову», «Кто что ест», «Найди детёныша». Изготовление «Д/ игр: «Кто что ест», «Найди детёныша».
Март Наблюдения в природе весной.
Рассматривание сосулек.
Цель: Формировать представления о весенних представлениях в природе. Показать свойства снега весной. Знакомить детей с сезонным явлением – сосульками. Активизировать словарь детей : сосульки, длинные, короткие, толстые, холодные, твердые. Формировать понятие, что лужи образуются от таяния снега.
Приметы ранней весны.
Цели: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.
Посадка репчатого лука.
Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Познакомить с тем, что для роста зелени нужна вода.
Наблюдение за ростом лука.
Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в группе тепло и есть вода.
П/ игра: «Через ручеёк».
Беседа: «Мамы и их малыши».
Цель: Формировать представление о диких и домашних животных и их детенышах, воспитывать бережное отношение и любовь к животным.
Рассматривание иллюстраций и беседа: «Домашние животные и детеныши».
Д/ игра: «Кто как кричит», «Чья мама?».
НОД «Ищем солнышко весной».
Цель: Формировать у детей элементарные представления о явлениях в природе, развивать речевую активность.
Рисование: «Лучики для солнышка».
Лепка: «Солнышко».
Чтение художественной литературы о весне.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе».
Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»
Изготовить игру «Когда это бывает?»
Апрель Наблюдение за таянием снега.
Цель: учить замечать сезонные изменения в природе: снег чернеет, появляются проталины, ручьи.
Наблюдение за водой в природе.
Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Наблюдаем за сосульками: они хрупкие, тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.
Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик».
Беседы: «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации).
Рассматривание картин о весне.
Занятие «Волшебная сосулька».
Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода.
Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой.
Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в вазе.
НОД «Лесные беспорядки».
Цели: Формировать у детей экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Д/ игры: «Кто что ест». «Найди детёныша».
Лепка: «Угощение для животных».
Рисование в раскрасках для самых маленьких «Животные». Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»
Изготовление экологической игры : «Кто, где живёт?»
Май Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками».
Цель: показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий) Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.
Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна».
Цель: Создать детям радостное и веселое настроение. Расширить представления детей о полевых цветах.
Игры в песочнице.
Цель: закрепление знаний свойств песка.
НОД «В мире животных».
Цель: Формировать у детей представление о домашних и диких животных: их внешнем виде, питании, особенности образа жизни.
Д/ игры: «Чей детеныш?» «Найди маму».
Игры на развитие фонематического слуха: «Послушай, кто тебя позовет?»
Рисование: «Дом для животных».
Лепка: «Одуванчик».
Мониторинг детей группы.
Самоанализ по изучаемой теме. Презентация опыта работы по теме самообразования.
Консультация
«Прогулка с детьми в лес»
Привлечь родителей к благоустройству территории детского сада (посадка цветов на клумбе, работа на огороде и т. д.). Презентация опыта работы по теме самообразования.
Мониторинг.