Елена Соколова
Формирование важных личностных качеств дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать
МБОУ Капыревщинская СШ
Соколова Елена Владимировна
воспитатель дошкольного
отделения
«Формирование важных личностных качеств дошкольников
посредством сюжетно – ролевых игр»
2022 Г.
«Игра – школа жизни и практика развития»
Г. Оуэн
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Формирование важных личностных качеств дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка трудно переоценить.
Актуальность: сюжетно – ролевая игра имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребёнка, так как игровая ситуация требует от каждого,включённого в неё, определённой способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем. Сюжетно – ролевая игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность
Значимость: как показывает практика нашей работы, современные дети не только мало играют друг с другом и коллективно, но и не умеют играть. Живое общение заменяют телефоны и планшеты, родителям зачастую некогда играть с детьми. А это значит, что у детей не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в овладении навыками сюжетно – ролевой игры. Мы должны максимально насытить жизнь детей игрой и эмоциональными событиями, так как в современной жизни единственным носителем игровой культуры является педагог, способный увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей её многогранности.
Для изучения значимости сюжетно – ролевых игр в формировании важных личностных качеств дошкольников я взяла следующие игры:
«Больница»
«Ветеринарная клиника»
«Парикмахерская»
«Столовая», «Кафе»
«Автомастерская»
«Магазин»
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Задачи: формировать умение детей отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины, знакомить с профессией врача и медсестры, воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Доктор лечит все болезни,
Нет профессии полезней.
Если кто – то заболеет
Доктор вылечить сумеет.
Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная клиника».
Задачи: формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить создавать необходимую среду для игры, закреплять навыки доброжелательного, вежливого общения. Побуждать детей более широко использовать знания об окружающей жизни, воспитывать любовь к животным, желание им помочь.
9 Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен,
Всех зовёт ветеринар,
Перевяжет, даст отвар.
1
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Задачи: развивать интерес и уважение к профессии парикмахера; знакомить с правилами поведения в парикмахерской. Формировать умение самостоятельно развивать сюжет игры, согласовывать тему, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Кто сегодня парикмахер?
Разрешите, буду я!
Я вам сделаю причёску
Например, как у меня.
Перед зеркалом садитесь,
Я накидку повяжу,
И, конечно, первым делом
Аккуратно причешу.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Задачи: формировать умение детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Знакомить детей с работой продавца, прививать элементарные навыки социального общения. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.
У Насти сегодня открыт магазин,
Товаров там много и выход один:
Ты к ней, покупатель, зайди поскорей,
Оставь в её кассе десяток рублей.
Сюжетно-ролевая игра «Автосервис»
Задачи: развивать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники. Развивать память, речь детей.
.
Машина в ремонте, скажу, не беда,
Наш автомеханик поможет всегда.
Решит все проблемы и выполнит в срок,
Ещё проведёт консультаций урок.
Сюжетно – ролевая игра «Столовая», «Кафе»
Задачи: формировать умение детей отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость объектов питания. Воспитывать уважение к труду работников столовой (повар, официант,уборщица, закреплять правила поведения в общественных местах, развивать наблюдательность, внимание.
Дайте повару продукты,
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель и тогда
Будет вкусная еда.
,
Молодой официант
Обслужить вас будет рад
Организовывая сюжетно – ролевую игру, я придерживаюсь некоторых правил:
- не заставляю играть в то, что дети не видели.
- не подавляю инициативу и творчество детей.
- способствую развитию сюжетно – ролевой игры, не разрушая замысел детей.
- побуждаю к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.
- приучаю детей к самостоятельному употреблению в играх игрушек – заменителей.
- учу вступать в диалог от имени действующих лиц.
- побуждаю детей задавать больше вопросов по содержанию игры.
- помогаю детям договариваться.
- наблюдаю за играми детей.
- анализирую увиденное в игре.
17 слайд
Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники посредством сюжетно – ролевых игр приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.